Россия закрыла свой рынок для поставок железнодорожных цистерн "Азовмаша" - крупнейшего производителя этой продукции в СНГ. При этом компании разрешили поставлять литье, и теперь, как ожидают эксперты, "Азовмаш" переориентируется на производство полувагонов. Решение железнодорожных властей РФ эксперты объясняют дефицитом именно этой продукции на внутреннем рынке.
Вчера Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (Регистр) остановил действие сертификатов соответствия на цистерны и тележки к ним украинского предприятия "Азовобщемаш" (входит в "Азовмаш"), говорится в системе Регистра. "Мы вынуждены пойти на такие меры после участившихся случаев схода цистерн производства украинского предприятия. Теперь ждем от них предложений по улучшению качества продукции",- сообщил "Ъ" высокопоставленный источник в ведомстве.
По данным "Российских железных дорог" (РЖД), с начала года в РФ участились аварии грузовых вагонов. В текущем году произошло уже 14 случаев изломов боковых рам тележек грузовых вагонов - причем шесть из них производства компании "Азовэлектросталь", которая также входит в "Азовмаш". По словам высокопоставленного источника "Ъ" в Регистре, решение было принято после последней аварии со сходом цистерн, которая произошла 3 апреля.
"Азовмаш" - крупнейший производитель цистерн в СНГ. Теперь его рыночную долю могут занять предприятия из РФ. По данным издания "Промышленные грузы", по итогам 2011 года предприятия "Азовмаша" произвели порядка 11,3 тыс. цистерн при общем объеме производства в СНГ - 21,9 тыс. цистерн. Для сравнения, крупнейший российский производитель - "Уралвагонзавод" - выпустил 5,7 тыс. цистерн. "Потенциальная упущенная выгода украинского предприятия от решения Регистра составляет порядка $75 млн в месяц",- подсчитал старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко.
В то же время Регистр снял запрет для литья "Азовэлектростали". "Компания укрепила боковые рамы и обязалась заменить бракованную продукцию. У нас нет причин ограничивать поставки этой продукции",- отметил источник "Ъ" в Регистре. Получить комментарии в "Азовмаше" вчера не удалось - топ-менеджеры компании на звонки не отвечали. Но ранее на предприятии заявляли, что анализ предыдущих аварий доказывает вину российской стороны - перевозчики при использовании украинских вагонов превышали их грузоподъемность.
После запрета на поставки цистерн "Азовмаш" будет вынужден сконцентрироваться на производстве полувагонов, которые сейчас составляют только 30% его продаж, считает господин Андрейченко. "Другого выхода у компании нет. В РФ у "Азовмаша" есть партнер - Армавирский завод транспортного машиностроения, где потенциально можно было бы наладить производство цистерн. Но его мощности составляют всего около 1,5 тыс. вагонов в год",- отмечает генеральный директор российского агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.
Таким образом российская сторона решает проблему дефицита полувагонов, которые в последние годы являются самым востребованным сегментом среди грузовых вагонов в РФ, говорит Михаил Бурмистров. По данным "Infoline-аналитика", по итогам прошлого года в РФ было куплено 95 тыс. грузовых вагонов, из них 68 тыс. составляют полувагоны и 17 тыс. - цистерны. В целом же каждый месяц простоя украинских производителей литья приводит к недопоставке на рынок СНГ свыше 5 тыс. вагонов (4,5% годового выпуска в СНГ), что сдерживает рост экономики в регионе, говорили ранее эксперты.