На минувшей неделе РЖД разместила семилетние еврооблигации на 25 млрд руб. В меморандуме к сделке компания в числе рисков указала реформирование отрасли. Компания создала "дочек" для работы в конкурентных сегментах рынка (в первую очередь грузовые и пассажирские перевозки) и последующей их продажи, говорится в документе. Нет гарантии, что конкуренция между одной из них - Второй грузовой компанией (ВГК) и другими операторами отрицательно не скажется на выручке РЖД. Кроме того, менеджмент компании может оказаться не способен "эффективно конкурировать" и удерживать долю на рынке, говорится в меморандуме.
Это обычная практика при подготовке подобных документов, необходимая для предотвращения претензий со стороны инвесторов, объясняет представитель РЖД. Задача проспекта эмиссии - максимально широко отразить все возможные страновые риски, отмечает он. Это не значит, что РЖД выступает против реформы, подчеркивает сотрудник монополии.
Пока что главный итог реформы - неспособность РЖД справиться с вывозом грузов. В конце прошлого года компания удовлетворяла 60-65% заявок на перевозку грузов, хотя еще в начале года вывозилось около 95%, говорил "Ведомостям" чиновник Минэкономразвития. И это при том, что количество вагонов растет, а грузопоток никак не выйдет на докризисный уровень, отмечал он.
Появилось множество мелких железнодорожных операторов, что не в лучшую сторону сказалось на качестве и цене перевозок, говорит гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Не были учтены интересы грузоотправителей, сказал представитель одной из крупных металлургических компаний. Реформа РЖД привела к тому, что в России стоимость железнодорожных перевозок выше, чем в Европе и США. Их доля в конечной стоимости продукции у нас составляет 20%, тогда как в Европе и США - 7%, отмечает он.
Нужна другая реформа, уверен генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. РЖД надо поделить на семь сетевых компаний, владеющих как участками сети, так и подвижным составом, и продать их. Такая система успешно работает в США, отмечает эксперт. А РЖД пытается скопировать европейскую систему, которая у нас не работает, потому что в Европе железнодорожные операторы зарабатывают на пассажирах, а в России - на грузах, резюмирует Безбородов.