Россия запустила в тестовом режиме вторую очередь Балтийской трубопроводной системы - 2, которая была призвана снизить транзитную зависимость России от Белоруссии. БТС-2 фактически должна выполнять ту же роль, что и "Северный" и "Южный поток", только не в газовой, а в нефтяной сфере. Но больше всего от ее запуска могут пострадать Польша и Украина.
Первая партия российской нефти в порту Усть-Луга в тестовом режиме была отгружена в пятницу в рамках реализации проекта Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), говорится в сообщении Транснефти. По данным компании, 26 марта планируется отгрузка второго танкера. В церемонии запуска в тестовую эксплуатацию второй очереди БТС принял участие премьер-министр Владимир Путин.
"Эту трубу Россия будет использовать скорее как инструмент потенциального воздействия на Белоруссию, нежели как транспортную артерию"Нефтебаза Усть- Луга имеет 8 резервуаров вместимостью 50 тыс. кубометров каждый.
Технологическая схема нефтебазы позволяет одновременно загружать два танкера дедвейтом до 150 тыс. тонн. Трасса нефтепровода проходит по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей.
Надо сказать, что запуск терминала состоялся с опозданием. Изначально он был запланирован на декабрь прошлого года. Причиной задержки стало то, что летом прошлого года были остановлены дноуглубительные работы в порту в Усть- Луге. Конечной точкой трубопровода является нефтеналивной терминал в Усть- Луге, строительство которого ведет "Роснефтьбункер" НТК. Транснефть тогда назначили координатором работ по устранению возникших проблем.
Министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что объем инвестиций в порт Усть- Луга с 2012 по 2015 года составит более 249 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета будет вложено более 15,2 млрд рублей. Кроме того, в развитие объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта будет вложено 39 млрд рублей.
Мощность БТС-2 на первом этапе должна составить 30 млн тонн в год, второй этап проекта предусматривает увеличение объемов транспортировки до 38 млн тонн нефти в год. Завершение второго этапа проекта запланировано на декабрь 2013 года. Протяженность линейной части трубопровода на первом этапе составляет 1000 км.
Реализация проекта БТС-2 стала продолжением идеи создания независимого балтийского направления транспортировки российской нефти, начало которому было положено в декабре 2001 года с введением в эксплуатацию первой очереди БТС (в направлении порта Приморск). В настоящее время через порт Приморск отгружается до 74 млн тонн нефти в год, то есть треть всего российского экспортного объема.
Распоряжение правительства о проектировании и строительстве БТС-2 по маршруту Унеча (Брянская область) - Усть-Луга (Ленинградская область) было подписано еще в ноябре 2008 года, когда отношения России и Белоруссии переживали не лучшие времена.
В Транснефти отмечают, что дальнейшее развитие БТС направлено на диверсификацию экспортных потоков российской нефти и снижение транзитных рисков при ее транспортировке на зарубежные рынки. С помощью БТС-2 Россия сможет перенаправить экспорт нефти танкерами через Балтийское море, сократив поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" транзитом через Белоруссию. Это позволит ослабить зависимость России от соседей. БТС-2 фактически должна выполнять ту же роль, что и "Северный" и "Южный потоки", только не в газовой, а в нефтяной сфере.
По территории Белоруссии проходят северная и южная ветки магистрального нефтепровода "Дружба": "Полоцктранснефть Дружба" и "Гомельтранснефть "Дружба". Причем, гомельская "Дружба" (в отличие от полоцкой) по-прежнему занимается прокачкой российский нефти на запад, ежегодно по этому нефтепроводу проходит около 70-80 млн тонн углеводородного сырья из России.
По южной ветке нефтепровода осуществляется транзит российской и казахстанской нефти в Польшу и Германию, а также на Украину, в Венгрию, Словакию, Чехию, и поставка российской и белорусской нефти на Мозырский НПЗ.
Проект БКС-2 был одобрен после пика транзитного кризиса с Белоруссией, и должен был осободить Россию от капризов соседа. Однако сейчас отношения двух стран наладились, и Транснефть сама обещает не сокращать объемы транзита нефти через Белоруссию.
"Скорее всего, Россия не будет делать резких движений, и БТС-2 будет заполняться постепенно. Эту трубу Россия будет использовать скорее как инструмент потенциального воздействия на Белоруссию, нежели как транспортную артерию. Сейчас у России с Белоруссией "мир, труд, май", поэтому я не думаю, что она будет сильно отжимать транзитные потоки нефти через Белоруссию", - говорит завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
"Технически первая очередь БТС-2 может прокачивать до 30 млн т нефти в год. Однако реально обеспечить такую заполняемость трубопровода довольно сложно. Тем более, что адекватного роста добычи нефти в стране не происходит. В большей мере трубопровод будет использоваться как угроза и как плечо давления на транзитные страны. У России появляется чуть большая свобода действий, немного диверсифицируются маршруты поставок. Однако полной независимости от поставок через транзитные страны БТС-2, конечно, не дает", - говорит начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских.
И все же от запуска БТС-2 могут пострадать Польша и Украина. Транснефть ранее говорила, что после запуска БТС-2 полностью лишит транзита нефти польский Гданьск. Сейчас по нефтепроводу "Дружба" через терминал Naftoport в Гданьске отгружаются на экспорт танкеры с российской нефтью марки Urals. В Транснефти заявляли, что снятый объем с этого направления составит 5-7 млн тонн.
"Существенного снижения транзита через Белоруссию не предполагается, значит покупатели в Польше страдать не будут. Однако для порта в Гданьске скорей всего настанут трудные времена, так как его могут лишить нагрузки", - говорит Подлевских. "Конечно, это может привести к определенным потерям для Польши, но это не значит, что "Дружба" потеряет все свои транспортные потоки", - отмечает Сергей Агибалов.
Так как "строительство БТС-2 было политически мотивировано, с наполнением трубы могут возникнуть вопросы", предупреждает Агибалов. Как будет заполняться БТС-2 пока не совсем ясно. По данным SeaNews, Транснефть собирается экспортировать 10-20 млн тонн нефти через БТС-2. Это значит, что лишением транзита нефти Гданьска дело не обойдется.
"Отношения с Белоруссией существенно потеплели, и заполняемость БТС-2 стараются сделать без ущерба для трубопровода "Дружба". Но ограничения поставок нефти все-таки будут. В первую очередь это перенаправление до 20 млн. тонн за счет прекращения поставок в украинские порты Южный и Одесса. Перенаправляется часть нефти и с других маршрутов", - отмечает Подлевских. Эксперты SeaNews не исключают, что Транснефть также может перенаправить на БТС-2 6-7 млн тонн нефти из терминала БТС-1 в Приморске.
Напомним, что по прогнозам министерства энергетики объем добычи нефти в России в 2012 году увеличится всего на 1% и составит около 516 млн тонн.