В конце прошлого года вице-премьер Борис Колесников заявил: "Важно, чтобы мы не опозорились в глазах мирового сообщества и доказали, что можем достойно подготовиться к футбольному празднику". Однако чтобы мировое сообщество оценило нашу подготовку, необходимо как минимум предоставить европейским фанатам возможность доехать до Украины. Но, хотя до чемпионата осталось менее трех месяцев, многие транспортные вопросы пока остаются нерешенными.

На автобусах заработают иностранцы

Еще четыре года назад автоперевозчики констатировали тотальную нехватку автобусного парка для перевозок болельщиков, которые приедут на матчи чемпионата Европы по футболу. Тогда сообщалось о том, что в Украине есть всего около 200 автобусов, пригодных для таких перевозок, а необходимо еще около тысячи. И предлагали свои варианты решения проблемы. Как сообщил "к:" в феврале 2010 года ныне покойный президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков (ВААП) Виталий Рева, "еще два года назад ассоциация предложила правительству обеспечить льготный режим закупки автобусов за границей. Например, разрешить ввоз транспорта без пошлин и НДС, а также дать возможность получить кредит на специальных условиях тем перевозчикам, которые имеют производственную базу, опыт работы, стабильное финансовое положение и маршрутную сеть (их может быть около 50). Минтранссвязи в свою очередь гарантировало бы закрепление маршрутов за такими перевозчиками на срок не менее пяти лет. Таким образом, можно было бы добиться серьезного обновления парка, ведь новые автобусы после чемпионата будут работать как в Украине, так и на международных рейсах. Безусловно, есть менее затратный путь обеспечить перевозку болельщиков - на время чемпионата в Украину заедут несколько сотен автобусов из других стран. В итоге доходы получат иностранные перевозчики".

Но ни тогда, ни спустя пару лет эта инициатива не нашла поддержки в правительственных кругах. Вместо этого ответственный за Евро-2012 Борис Колесников настаивал на необходимости закупок у Львовского автозавода, хотя во Львове автобусы туристического класса не производятся.

В итоге план обновления парка таких автобусов был просто сорван. Для сравнения: в Польше -9430 автобусов премиум-класса.

Сейчас же, как и предсказывал Рева, рассматривается вопрос о допуске иностранных автоперевозчиков к перевозкам болельщиков. Недавно избранный новый президент ВААП Игорь Шкиря такую возможность допускает. Правда, при условии, что перевозки на иностранных автобусах будут выполнять украинские водители. По информации наших источников в Мининфраструктуры, окончательное решение по этому поводу должно быть принято только к середине апреля. Но альтернативы такому варианту уже нет - опрошенные "k:" руководители ряда ведущих автотранспортных компаний заявили, что не собираются снимать автобусы с международных и междугородных рейсов для перевозки болельщиков. А потерянные в пользу иностранцев доходы можно оценить в $25-30 млн.

"Приоткрытое" небо пригодится немногим

Изначально было понятно, что в части транспортного сообщения Евро-2012 будет именно авиационным чемпионатом. Исходя хотя бы из расстояния в 1,7 тыс. км между Вроцлавом и Донецком. Очевидно также было, что парк украинских авиакомпаний не позволит обеспечить значительную долю перевозок - украинских самолетов может не хватить даже для нормального сообщения между принимающими городами. Поэтому озвученное недавно решение упростить с 15 мая по 15 июля доступ к перевозкам в/из Украины и внутри нашей страны для иностранных авиакомпаний было неизбежным.

Другое дело, что упрощенный на два месяца режим обложили рядом ограничений, так что позиционировать его как "открытое небо", как это делают власти, мягко говоря, некорректно. Главное из них - это запрет на продажу авиабилетов на территории Украины. По большому счету и без этого решения иностранные авиакомпании могут организовывать чартерные рейсы в Украину, достаточно лишь согласовать с аэропортами время прилетов/вылетов (слоты). Тогда как процедура "открытое небо" больше относится к регулярным рейсам и возможности без ограничений для любой авиакомпании выполнять полеты в любой город.

По этой причине, как и из-за совокупности всех факторов, иностранные авиакомпании пока не спешат занимать очередь на полеты в Украину. К примеру, на прошлой неделе появилась информация, что на время чемпионата получены запросы на выполнение лишь 80 чартерных рейсов во Львов из Польши, Германии, Дании, Португалии и Италии. Даже если все чартерные рейсы будут выполнены на дальнемагистральных самолетах типа Boeing-767 вместимостью до 250 пассажиров, максимальное количество болельщиков на всех этих рейсах составит около 20 тыс. Всего с учетом других рейсов аэропорт планирует обслужить во время чемпионата около 50 тыс. причастных к футболу пассажиров. Тогда как обновленный львовский аэропорт, на реконструкцию которого потрачено 4,5 млрд. грн., готов принимать 2 тыс. пассажиров в час, или те же 20 тыс. пассажиров в сутки. Хотя местные власти заявляют, что болельщиков будет значительно меньше: из Германии приедет 6 тыс. фанатов, из Дании - 5-6 тыс., из Португалии - 4 тыс. В лучшем положении оказался Харьков, где пройдут другие матчи этой группы и все игры проведет сборная Голландии. В частности, по информации местных властей, в Харькове ожидается около 26 тыс. болельщиков из этой страны. Но все равно, "полуоткрытое небо" пригодится не так уж многим.

Кстати, если в Украину на Евро-2012 прилетит даже обещанный чиновниками миллион болельщиков, то доходы украинских аэропортов за период проведения чемпионата составят всего около $50 млн. Что довольно сложно сопоставить с расходами по их модернизации.

Рельсовая альтернатива автобусам

На прошлой неделе в Одесский порт прибыли два первых девятивагонных скоростных поезда производства Hyundai Rotem, а в Чехии был передан первый шестивагонный (правда, двухэтажный) поезд Skoda Vagonka. Всего к началу чемпионата в Украину поступят шесть поездов из Кореи и два из Чехии. Конечно, особой погоды для перевозок они не сделают, но появление таких поездов - это уже выход на новый уровень качества и сервиса.

Хотя могут быть нюансы. Во-первых, до ввода в эксплуатацию эти поезда должны пройти комплекс испытаний, который, по информации отраслевых научных организаций, должен продолжаться не менее девяти месяцев. Так что, по сути, болельщиков посадят на еще неиспытанные поезда. Во-вторых, явной ошибкой был заказ подобных поездов сразу у двух производителей. Это приведет к дополнительным расходам на обслуживание, создание ремонтной базы, подготовку персонала и т.п.

Кроме того, надо напомнить, что контракт с Hyundai Rotem заключен на $306 млн., из которых $260 млн. предоставил Эксимбанк Кореи. Деньги будет возвращать "Укрзализныця", и с учетом процентов по кредиту цена поезда составляет порядка $35 млн. При такой стоимости для возврата инвестиций проезд, например, между Киевом и Харьковом даже в эконом-классе должен стоить не менее 400 грн. И пока непонятно, сколько на этих поездах проедет именно болельщиков, чтобы засчитать эти доходы в достижения футбольного чемпионата.

По городу лучше ходить пешком

Борис Колесников обещал, что принимающие чемпионат города приобретут у ЛАЗа до 2 тыс. единиц транспорта, или в среднем по 250 троллейбусов и столько же автобусов в каждый город. Но, как сообщили "к:" в общественной кампании "Европатруль" (объединяет несколько общественных организаций, контролирующих подготовку к Евро-2012. - Ред.), на начало марта ситуация по всем поставкам (МАЗ, "Богдан" и ЛАЗ) выглядела следующим образом. Донецк получил только 62 троллейбуса и 16 автобусов, Харьков - 55 троллейбусов и 46 автобусов, Львов - 16 автобусов и ни одного троллейбуса, Киев -10 автобусов и два троллейбуса. При этом в бюджете на 2011 год было предусмотрено 200 млн. грн. для компенсации процентов по кредитам городским бюджетам на закупку транспорта. А в этом году - 61,5 млн. грн. Кроме того, по информации "Европатруля",все из десяти закупленных на ЛАЗе для Киева автобусов оказались с дефектами. Поэтому основными поставщиками автобусов и троллейбусов выступили корпорация "Богдан" и МАЗ. Симптоматично, что именно вице-премьер Колесников буквально за месяц обеспечил подписание контракта с Hyundai на поставку скоростных поездов, вместо того чтобы загрузить мощности Крюковского вагоностроительного завода. В отношении закупки автобусов он поступил с точностью до наоборот. В экспертном сообществе высказываются разные мнения по этому поводу, но реальную причину небезразличного отношения Бориса Викторовича к ЛАЗу никто документально не подтверждает.