Уже через 10 месяцев на базе государственной администрации железнодорожного транспорта Украины - "Укрзализныци" - создадут публичное акционерное общество. Оно получит название "Украинские железные дороги".
УЖД будут заниматься исключительно хозяйственной деятельностью и на 100% принадлежать государству. В связи с этим функции государственного регулирования и контроль будут сосредоточены в руках министерства инфраструктуры и Государственной инспекции безопасности на наземном транспорте.
Механизм реформы снизит влияние государства на бизнес-процессы отрасли. Раньше УЗ была субъектом естественной монополии, и всё происходящее в этой структуре находилось под бдительным контролем государства. Теперь же руководство железной дороги сможет принимать самостоятельные решения. Также реформирование приведёт к демонополизации рынка и позволит частным операторам и частным перевозчикам быть наравне с "Украинскими железными дорогами" в сегменте грузовых и пассажирских перевозок.
Президент Украины Виктор Янукович также подписал указ и утвердил национальный план действий на 2012 год по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014 годы, названной "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство".
Подписанный документ предусматривает проведение 21 реформы, в том числе ряда правовых актов по реформированию железнодорожного транспорта и развитию транспортной инфраструктуры.
По словам главы государства, каждый чиновник несёт персональную ответственность за свою работу по внедрению реформ.
Во время подготовки законопроектов о реформировании ходили слухи о возможной приватизации, которая последует вслед за преобразованием администрации в акционерное общество. Но генеральный директор УЗ и авторы законов опровергают эту информацию. "Между реформированием и приватизацией в этих оценках часто поставлен знак равенства, что свидетельствует в большей степени об уровне экономической подготовки их авторов. Я хочу в очередной раз подчеркнуть - Укрзализныця не будет приватизирована в результате принятия законопроектов о реформировании. Об этом чётко сказано в тексте самих проектов", - подчеркнул генеральный директор УЗ Владимир Козак.
Соавтор законопроектов, координатор реформы транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава также отметил, что закон не предусматривает приватизации. "Реформирование позволит сделать дорогу отлаженным бизнесом. Создаст условия для полноценной работы частных операторов и перевозчиков, повысит эффективность обеспечения потребности экономики в перевозках", - резюмировал он.
Один из указов президента предусматривает подготовку пилотного проекта создания пригородной железнодорожной компании на основе одного из направлений Киевского узла. Бизнес-план будут писать в течение этого года. Концептуально это будет компания, учредителями которой станут ПАО "Украинские железные дороги", киевская городская и киевская областная государственные администрации. "Придётся целиком менять философию пригородных перевозок, повысить конкурентоспособность, привлечь платёжеспособных пассажиров. Необходимо будет изменить принципы оплаты, заняться подвижным составом. Привлечение пассажиров, сообщение с городами-спутниками снизят нагрузку на автомобильную инфраструктуру столицы и региона", - отметил Александр Кава.
Новый закон предусматривает кардинальное изменение методик расчётов тарифов. Система расчётов поменяется в пассажирских и грузовых перевозках. Появится новая методика тарифов на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта.