Сегодня должны начаться испытания электропоездов "Шкода", закупленных "Укрзализныцей" к Евро-2012. На основании контракта, заключенного "Укрзалиныцей" с чехами, Украина уже купила два поезда общей стоимостью почти в 1 млрд чешских крон (более 35 млн евро).О том, почему был отдан приоритет именно чехам, как будут использоваться на дорогах новые электропоезда "Шкоды" и "Хюндая", и сколько их до конца года появится в Украине, в коротком интервью РБК-Украина перед торжественной передачей первого поезда рассказал первый заместитель гендиректора "Укрзализныци" Николай Сергиенко.

РБК-Украина: Теперь, когда электропоезда "Шкоды" и "Хюндая" фактически поступили в парк "Укрзализныци", Вы можете сказать, почему все-таки был отдан приоритет именно производителям "Хюндая" и "Шкоды"?

Николай Сергиенко: Когда мы думали приобретать электропоезда под Евро-2012, ни одна из фирм не могла взяться за изготовление в срок, ведь речь шла о сроке менее года. Исключением стали "Хюндай" и "Шкода". Чтобы подстраховаться, мы дали заказы обеим компаниям, поскольку делать заказ одному изготовителю означало рисковать.

РБК-Украина: Как Вы считаете, сколько всего нужно электропоездов Украине?

Николай Сергиенко: Думаю, около 90 поездов.

РБК-Украина: Сколько новых электропоездов получит Украина к началу Евро-2012?

Николай Сергиенко: Пока речь идет о том, что к Евро-2012 у нас будут два поезда от "Шкоды" и еще шесть - от "Хюндай".

РБК-Украине: А к концу года?

Николай Сергиенко: Еще плюс 10. Кроме того, в потенциале рассматривается приобретение еще пяти поездов.

РБК-Украина: Сколько времени ушло у "Шкоды" на изготовление двух электропоездов для "Укрзализныци"?

Николай Сергиенко: Его собирали с марта прошлого года - 9 месяцев. Если точнее - 10 месяцев. Плюс полтора месяца на испытание.

РБК-Украина: В чем особенность двухэтажных поездов "Шкода", изготовленных по украинскому контракту?

Николай Сергиенко: Эти электропоезда - двойного питания, в отличие от наших, которые запитаны либо от переменного, либо от постоянного тока. Поезда "Шкоды" могут проследовать без проблем все стыковые станции, которые на переменном-постоянном токе. То есть, пассажир может сесть в Киеве и поехать прямиком в Днепропетровск, а не пересаживаться с поезда на поезд или ждать замены локомотива, как сейчас.

РБК-Украина: Когда собирали поезда, учитывались ли украинские особенности?

Николай Сергиенко: А как же? Перед сборкой мы даем техзадание и технические требования. "Укрзализныця" вместе с нашими специалистами (главками, вузами и пр.) прописывает все пожелания и документарную базу - и исполнитель работает в рамках нашего заказа. А когда перейдем к эксплуатационным испытаниям, будет заседать межведомственная комиссия, которая подтвердит или не подтвердит выполнение заказа в соответствии с нашими техническими требованиями.

РБК-Украина: Когда поезда "Шкода" прибудут в Украину?

Николай Сергиенко: 22 марта. Мы планируем, что 14 марта они поступят на границу в Чоп, где мы их переставим на наши тележки и дальше локомотивом довезем до Харькова. В Харькове 22-25 марта начнем испытания на наших дорогах. И, как было заявлено ранее, к 15 мая данные поезда уже должны повезти своих первых пассажиров.

РБК-Украина: Какова максимальная проектная скорость поездов?

Николай Сергиенко: Расчетная и конструкционная скорость поезда - 160 км/ч.

РБК-Украина: Сколько будет стоить проезд и когда можно будет приобрести билеты?

Николай Сергиенко: Думаю, как только мы подтвердим, что они пересекли нашу границу, эти билеты будут выброшены в свободную продажу. А цена на билет - это уже вопрос к менеджменту.

РБК-Украина: То есть, будет использован механизм "Чем раньше берешь, тем дешевле билет"?

Николай Сергиенко: Эта система уже введена. Раньше мы продавали за 45 дней, сейчас уже введена система за 90 дней. Мы идем на вариант уменьшения стоимости билета в зависимости от времени его приобретения.
Там у нас еще вариант, будем думать относительно выходных и не выходных дней. То есть, возможно, будет разная стоимость, в зависимости от того: рабочий это день, выходной, праздничный, предпраздничный, предвыходной. Мы таким образом пытаемся варьировать, как это делается в Европе.

РБК-Украина: Насколько велика вероятность того, что у "Шкоды" будут приобретены еще поезда?

Николай Сергиенко: Если пройдет успешно испытание, и будет на то воля руководства, думаю, будем обсуждать вопрос дальнейшего приобретения.

РБК-Украина: Как будет курсировать обычный поезд, когда и "Хюндай", и "Шкода" выйдут на маршрут?

Николай Сергиенко: Мы думаем над максимальным уходом от ночных поездов. И постепенно ночные поезда, такие, как "Уголек" или №64, идущий на Харьков, будут исчезать.

РБК-Украина: Но, судя по последним событиям, ночные поезда уйдут, когда "Укрзализныця" станет акционерным обществом. На какой стадии сейчас процесс?

Николай Сергиенко: Остается только решение Президента - как дальше поступать. Если он подпишет соответствующий закон, которые Верховная Рады приняла во втором чтении, он вступит в силу.

РБК-Украина: В этом случае, через сколько времени можно ожидать?

Николай Сергиенко: Тогда, согласно этому закону, через пять месяцев, возможно, будет создано акционерное общество "Украинские железные дороги".

РБК-Украина: И кто будет акционером?

Николай Сергиенко: Если пройдет акционирование, 100% акций будут в собственности государства и государство будет управлять этим обществом. Потому ни о какой продаже не говорится, продажи нет даже обсуждения и в помыслах.

РБК-Украина: И о приватизации речь не идет?

Николай Сергиенко: Даже не обсуждается.