Крюковский вагоностроительный завод претендует на крупный контракт. Компания ведет переговоры о поставке в Кению около 1 тыс. грузовых вагонов стоимостью около $60 млн. Для нее это не только большой заказ, но и возможность выхода на новый рынок сбыта, что особенно актуально в свете недавно введенных ограничений на поставки украинской продукции в Россию. Директор по сбыту и маркетингу Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) Вадим Дузик на минувшей неделе провел переговоры с представителями кенийской железной дороги Kenya Railways Corporation, консорциума Rift Valley Railways (осуществляет перевозки в Кении и Уганде) и кенийской национальной торгово-промышленной палаты, сообщили вчера в посольстве Украины в Кении. Стороны обсудили возможность поставки 1 тыс. грузовых вагонов и комплектующих к ним на общую сумму около $60. Для сравнения, это 9,3% всего объема производства КВСЗ в прошлом году. На предприятии подтвердили факт проведения переговоров, но комментировать их отказались. 

Сейчас парк грузовых вагонов Кении составляет порядка 4-4,5 тыс., рассказал секретарь по экономическим вопросам посольства Украины в Кении Игорь Борисенко. По его словам, вагоны приобретались в Великобритании и Японии еще в 70-х годах, поэтому Кения нуждается в обновлении их парка. Финансирование сделки пока не обсуждалось, но в посольстве сообщают, что КВСЗ готов содействовать привлечению финансов для закупки подвижного состава под государственные гарантии правительства Кении. 

Стороны создали рабочие группы для согласования технических параметров возможного сотрудничества. "Дело в том, что в Кении узкая колея - 1000 мм, Крюковскому заводу не приходилось производить вагоны такого типа,- пояснил господин Борисенко.- Кенийские партнеры не исключают возможности закупки только кузовов. В этом случае на них будут установлены тележки европейского производства". В сообщении посольства отмечается, что украинская компания будет оказывать заказчику техническую помощь, проводить сборку вагонов, их ремонт и испытание. 

В СНГ сейчас нет предприятий, которые бы производили тележки необходимой ширины, рассказывает заместитель главного конструктора "Днепровагонмаша" Инна Слюсарь. "Запускать же производство под такой заказ невыгодно, так как на его сертификацию и разработку уходит несколько лет",- добавляет она. Поэтому скорее всего КВСЗ в рамках заказа произведет кузова и крепления. В этом случае кенийская сторона сама займется поиском тележек. 

Продукция украинского предприятия значительно дешевле, чем у английских и японских компаний, подчеркивает аналитик ИК Concorde Capital Роман Дмитренко. По его оценкам, стоимость вагонов, построенных в Великобритании, примерно на 30% превышает цену вагонов украинского производства. Старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко говорит, что строительство вагонов для Кении выгодно для Крюковского завода с точки зрения диверсификации поставок. "Это особенно актуально сейчас в связи с проблемами, возникшими в России",- отмечает он. Из-за аварии на Дальнем Востоке в начале февраля РФ запретила поставки вагонов из украинского литья (см. "Ъ" от 7 февраля). Использовать литье Кременчугского сталелитейного завода - основного поставщика этой продукции для КВСЗ - Россия разрешила лишь в начале марта (см. "Ъ" от 6 марта).