Вчера на обновленном сайте железнодорожного монополиста появился любопытный документ, который в "Укрзализныце" называют "финансовой отчетностью по международным стандартам бухгалтерского учета" по состоянию на 31 декабря 2010 г. Традиционно в прессу поступали отдельные обобщенные данные, которые не давали полной информации о финансово-эконо-мическом положении госмонополиста.

Выводы о ее самочувствии можно было делать, только исходя из интервью топ-менеджмента компании или чиновников Минтранссвязи. И вот впервые за все время существования "Укрзализныце" общественности показали некоторые цифры, на основании которых можно делать более объективные выводы.

О возможных мотивах обнародования информации рассказывает старший аналитик ИК "Тройка Диалог Украина" Иван Харчук: "Компания услышала критику о своей закрытости. Сейчас железнодорожному ведомству остро нужны деньги. Поэтому компания демонстрирует свою готовность к большей открытости, чтобы снизить стоимость заимствований"."Укрзализныця" планирует выпуск еврооблигаций, что требует от нее отчетности как раз по МСБУ,- отмечает экономист "Арт Капитал" Олег Иванец.- Финансовое положение компании неплохое, если не учитывать огромную потребность в обновлении основных средств. Именно ради этого и планируется выпуск еврооблигаций".  

Так, согласно отчету, доход от реализации за 2010 г. составил 42,557 млрд грн, из которых 32,273 млрд- доход от перевозки грузов и 5,4 млрд- от перевозки пассажиров.Основные статьи операционных расходов железнодорожной монополии приходятся на персонал (17,864 млрд грн), амортизацию (5,814 млрд грн), ремонт и обслуживание (5,399 млрд).

Согласно консолидированному отчету о финансовом состоянии, активы "Укрзализныце" на конец 2010 г. оценивались в 65,354 млрд грн, из которых 60,648 млрд грн- необоротные активы, 4,706 млрд- оборотные.
Суммарно собственный капитал и обязательства госадминистрации составили 65,354 млрд грн В 2011 г. по итогам девяти месяцев доход от операционной деятельности госадминистрации составил 38,851 млрд грн, расходы от обычной деятельности - 38,269 млрд При этом "Укрзализныця" получила чистую прибыль в размере 582 млн. грн, сработав с рентабельностью 1,5%.

О том, какие выводы о финансовом и экономическом положении украинского монополиста можно сделать, опираясь на обнародованные данные, рассказывает Иван Харчук: "В 2010-м и 2011 г. рентабельность перевозок выросла, прибыль в 2011 г. также увеличилась. Но компания много платит по существующим кредитам. А краткосрочные пассивы в разы превышают краткосрочные активы (по цифрам 2010 г.). Это не трагично, но и не очень хорошо".

Хорошее финансовое состояние компании отмечает и Олег Иванец. "Однако вся проблема - в устаревшем парке вагонов, что не отображено в отчетности компании,- говорит он.- "Укрзализныця" считается одной из крупнейших и наиболее инвестиционно ривлекательных компаний не только в Украине, но и во всей Восточной Европе".

Публикация отчетности - не единственная новация ведомства. Определенные вопросы вызывает и информация о том, что при выпуске еврооблигаций "Укрзализныце" государство не будет гарантировать возврат средств инвесторам. Отказ от госгарантий при привлечении крупных заимствований в преддверии архиважного для "Укрзализныце" события - акционирования - все же несколько настораживает. Ведь в бурной истории украинской при-ватизации были случаи намеренного отягощения госпредприятий долгами, что снижало их привлекательность в глазах потенциальных владельцев. Наши эксперты полагают, что нынешние инициативы не относятся к вопросам приватизации железнодорожной компании.

"Украина имеет определенные проблемы с госдолгом. Поэтому, чтобы сократить госдолг, государство планирует сделать долги госкомпаний не государственными. В первую очередь это актуально как раз для "Укрзализныце", которая показывает хорошую прибыль и способна сама обслуживать свой долг",- говорит Олег Иванец.

Иван Харчук также считает, что перед железнодорожным ведомством поставлена цель тратить деньги таким образом, чтобы потом их отдать без помощи государства. "Государству нужно сделать деятельность монополиста более прибыльной, чтобы его финансовое состояние было более устойчивым",- отмечает он.