Михаил Войтенко, главный редактор "Морского бюллетеня".
Долго не писал на свой блог в Эхе, потому что со своей судоходной мелочевкой был явно не к месту, насколько я читаю сайт радиостанции, там только о политике и о выборах. Я для себя вынес из всей этой политической свары только одно, неприязнь и к тем кого надо долой, и к тем, кто претендует на их места. Перебор у вас какой-то, господа, как в 1917-м, и по части эмоций, и по части здравого смысла. Но я ведь из судоходства на политику смотрю, чего с меня взять, неумытого. Однако тут нечто вроде общественного дела, решил все-таки написать.
Мне прислали ссылки на пару новостей центрального ТВ про ситуацию в Азовском море. МЧС рапортует об очередных победах по спасению судов и экипажей. Особенно умилил репортаж Вести.ру, не знаю какой это канал, ТВ не смотрю много лет. Там репортер бодро сообщил, что ситуация нормализуется, так как ее наконец, взял под контроль МЧС. От его слов льды таяли буквально на глазах. Порадовал и Первый канал, сообщивший устами начальника ЮРПСО МЧС России, что "Самое бедственное положение сложилось там, где судовладельцы халатно отнеслись. Продовольствие доставляли на санях, судах с воздушной подушкой, волонтеры помогали". Вот оно, значит, как. Проплаченный судовладельцем рейс вертолета к сухогрузу St. Nicolas показали как пример доблестной работы МЧС. Вот так и живем, господа. Все под контролем, ледоколы обкалывают и проводят, МЧС исправляет грехи нерадивых судовладельцев и опять в героях, а стихии стихают под натиском приказов и распоряжений.
Теперь о том, что творится на самом деле. Мне шлют материалы отовсюду - с судов и из офисов судовладельцев, с украинских и с российских портов, не успеваю публиковать. В Азовском море стоят во льдах около сотни судов, с учетом судов, следующих в российские и украинские порты. Российская сторона ведет учет только судов, следующих из/в российские порты. Украинская сторона похоже, вообще ничего не учитывает. В Азовском море работают 4 ледокола и три ледокольных буксира российской стороны, и 1 ледокол украинской стороны. Два судна дрейфуют во льдах, брошенные экипажами, это турецкий Alaca-1 и российский Капитан Викулов. Не меньше 15-20 судов либо полностью исчерпали припасы - топливо, воду, продовольствие, либо они у них на исходе. Каким образом доставляют на суда продовольствие? Немного не таким, какой показали по ТВ. Из письма судовладельца:
МЧС отказалось помогать бесплатно и заявило 120000 рублей за летный час МИ-8. Сказали, что бесплатно могут только снять экипаж после подачи сигнала SOS. Вопрос - какая разница МЧС полететь бесплатно и снять экипаж или также сделать один рейс и доставить продукты и предотвратить возможную аварию?
Интересно, что вертолет, заказанный у частников, стоит 45000 рублей в час.
Про работу ледоколов, из письма "инсайдера", Ростов-на-Дону:
Ледовая компания в Азовском море в этом году провалилась, впрочем как и в предыдущие годы - ничего нового. Хотя в этом году, конечно, сложились очень сложные погодные условия, но всё же я думаю что ледовый штаб и капитаны ледоколов могли и могут сделать гораздо больше. Пока на море нет льда - всё хорошо!!! Судовладельцы и фрахтователи платят приличные ледовые сборы (28,27 руб за 1 GRT на вход и столько же на выход), а ледоколы ловят рыбу и списывают (моё мнение) тонны топлива или занимаются якобы проводкой судов караванами, даже когда реально в этом надобности нет. сэкономленное топливо ледоколы часто продают, за полцены за нал, на суда. Приторговывают также питьевой водой, продуктами и сигаретами. Единственный из ледоколов который по общему мнению реально проводит суда и выполняет свою работу на отлично на протяжении нескольких лет - это ледокол Капитан Крутов занимающийся проводкой судов в порт Ейск, Огромный Респект его Капитану и Экипажу. Об остальных такого сказать нельзя.
Выводы из всего того, что мне известно:
Первопричиной столь масштабного ЧП в Азовском море стали конечно, аномальные погодные условия.
Вопрос о достаточности или недостаточности ледокольного флота на Азове скорее всего, неактуален, т.к. бессмысленно наращивать ледокольный флот в ожидании аномалий, который происходят раз в 30, 50 и более лет.
При имеющихся средствах, в первую очередь ледокольном флоте, российской и украинской сторон, сделать можно было бы намного больше, если бы была разработана и внедрена схема совместных действий обоих сторон, но это не решающее, так как и украинская, и российская стороны жалуются на непрофессиональные действия властей всех уровней, а российская вдобавок, жалуется и на действия ледоколов. Это видимо, является куда большей проблемой и бедой Азовского моря (и вряд ли только Азовского моря), чем все аномалии и стихии, вместе взятые. Непрофессионализм, страх ответственности и забюрократизированность руководства всех уровней, тем самым, угрожают безопасности судоходства куда больше, чем стихии.
Чрезвычайная ситуация в Азовском море, видимо, разрулится сама собой с таянием льдов, с помощью или хотя бы, будем надеяться, без особых помех со стороны начальства. Жертв мне кажется, удастся (постучим по дереву) избежать благодаря тому, что все Азовское море находится в зоне досягаемости спасательных вертолетов, и в дальнейшем при ухудшении состояния какого-либо судна его экипаж можно будет просто снять, бросив судно на произвол судьбы и погоды.
Я могу еще очень многое написать про оглушительный бардак в Азовском море, но ограничен местом. Желающих приглашаю на сайт Морской Бюллетеня, который из-за непоняток с Совфрахтом вернулся на старый адрес odin.tc, там материалов скоро на книгу. Если пост опубликуют и будут желающие прокомментировать, умоляю, не надо "Путина долой!". Покажите сначала, кого на его место, а потом гоните. Я хочу сказать, что болезнь не в Путине, а в нас самих. Кто заставляет капитанов ледоколов барыжничать, а МЧС расписывать свои мнимые подвиги, скромно помалкивая про свои странные коммерческие расценки? Кто мешал репортерам ТВ спуститься с МЧС вертолетов на лед и поподробнее покопаться в ЧП, чьи масштабы, если кто не заметил, претендуют на рекорд в Книге Гиннеса? Около 100 Челюскиных стоят во льдах не в Арктике, а в Азовском море, и вместо элементарного - наладки доставки самого необходимого на суда, из ЧП делают рекламный ролик МЧС!