Мы решили поинтересоваться у специалистов, как такая ситуация сказалась на судоходстве. На вопросы "Новостей N" ответил заместитель директора ГП "Дельта-лоцман" по вопросам регулированию движения судов и лоцманскому обеспечению Юрий Харьков.

Можно ли эту зиму назвать аномальной?

Лучше сказать - не аномальной, а экстремальной. В этом году в принципе зима пришла к нам поздно. И пришла, как видите, очень неожиданно и с затяжными морозами. Вот уже больше двух недель температура держится в пределах минус 10, 15, 20 градусов. На всем украинском побережье Черного моря сейчас тяжелая ледовая обстановка, которая в условиях сильных ветров (скорость до 30 метров в секунду) сопровождается подвижками ледовых полей и торосами.

Как эта ледовая обстановка сказывается на вашей работе?

Если говорить о портах Николаевского региона, то они работают, но ледовая обстановка сказалась на интенсивности работы, потому что сейчас суда ходят только в составе караванов с сопровождением мощных морских буксиров ледового класса. И если обычная проводка судов от порта "Южный" до Николаева, к примеру, занимала порядка пяти-шести часов, то сейчас такая проводка занимает в два раза больше времени - восемь, десять часов. Недавно, к примеру, маломощное судно пробивалось из Херсона на выход в море почти неделю. На Дунае сейчас прекращена навигация, припай льда в дельте Дуная превышает 5 км. Тяжелая ледовая обстановка в Азовском море, особенно на подходах к Керченскому проливу.

Есть многочисленные факты, когда судовые устройства не выдерживают и выходят из строя. Например, в Одесском порту пришлось спасать грузовое судно, которое полностью лишилось энергообеспечения - вышли из строя и главные двигатели, и дизель-генераторы. Экипаж на рейде при сильном ветре и 20 градусном морозе оказался без тепла.

Сейчас значительно осложнилась работа и службы регулирования движения судов. Усилен контроль за положением судов, которые очень часто не могут самостоятельно противодействовать давлению льда при его подвижках и нуждаются в помощи.

Такие ситуации приводят к удорожанию проводки?

Несмотря на то, что доставка лоцманов на суда во время ледовых кампаний обходится значительно дороже, ГП "Дельта-лоцман" не повышает плату за лоцманские услуги и услуги службы регулирования движения судов. Вместе с этим, если судно не имеет ледового класса, капитан вынужден заказывать в портах ледокольное либо буксирное сопровождение.

Кстати, большая часть лоцманских катеров ГП "Дельта-лоцман" также не имеет ледового класса, поэтому для доставки лоцманов на суда мы тоже вынуждены брать буксиры ледового класса. Таких буксиров в портах ограниченное количество, и в основном они задействованы на работах по порту.

На сегодняшний день уже все порты объявили ледовую кампанию?

Да, за исключением Севастополя и Феодосии.

Какая ситуация на БДЛК?

Толщина льда на БДЛК (Бугско-Днепровско-лиманский канал - авт.) достигает 40 см. Кроме того, в зависимости от направления и силы ветра, положение ледового поля в море постоянно меняется. Это очень опасная ситуация, особенно для судов, стоящих на рейде.

К каким происшествиям может привести такая экстремальная ледовая ситуация?

Наиболее опасное происшествие при ледовой обстановке – получение водотечности корпуса судна. Для маломерных судов бывает угроза опрокидывания из-за значительного увеличения массы надводной части вследствие намерзания льда. Особенно это опасно для лоцманских катеров – при сильном морозе, ветре и волнении они моментально обледеневают.

Какая техника используется в таких сложных условиях?

Согласно "Правил плавания" суда, имеющие ледовый класс, могут идти во льду самостоятельно, если ледового класса нет, - капитан обязан запросить сопровождение ледокола либо буксира. Но некоторые капитаны, даже если судно ледового класса, все равно принимают решение идти под проводкой буксира ледового класса. Безопасность превыше всего.

В каких портах или участках побережья наиболее сложная ситуация?

Очень тяжелая обстановка в северной части Керченского пролива. Здесь торосящиеся льды, этот район тяжело проходим. Уже вторую неделю суда из Мариупольского порта под проводкой ледокола "Капитан Белоусов" пробиваются в Черное море.

Затруднена ли ситуация со швартовкой?

Обычно швартовка длится полчаса, час, полтора. Но в ледовых условиях для швартовки судна необходимо "выгнать" лед между ним и причалом, и только после этого судно можно полностью ошвартовать. Эта операция, бывает, занимает до 6-8 часов.

Кроме того, в ледовых условиях приходится задействовать большее количество буксиров. Но в украинских портах не все буксиры имеют ледовый класс, поэтому часть из них работать сейчас не может.

Приведу недавний пример. 12 февраля наши лоцманы завели в Одесский порт и ошвартовали к причалам в тяжелых ледовых условиях сразу два контейнеровоза 300-метровой длины. Перед началом швартовки пришлось потратить немало времени на сколку льда на акватории порта, а затем расчищать его между корпусом судна и причалом непосредственно при швартовке.

Бывает ли такое, когда лоцман в силу неблагоприятных погодных условий не может попасть на судно или покинуть его?

Да, вы правы. Есть случаи, когда лоцман в силу плохих погодных условий не может высадиться на судно. Бывают и ситуации, когда лоцман выводит судно из порта либо из канала, а потом, в силу тех же плохих метеоусловий, невозможно безопасно снять его с судна.

Две недели назад, в начале ледовой кампании, несколько судов вышли из Дуная через гирло Быстрое под проводкой наших лоцманов. Из-за сложной ледовой обстановки и штормовой погоды снять лоцманов с судов было невозможно. Ждать улучшения погодных условий в штормовую погоду в открытом море капитаны тоже не решились. Поэтому лоцмана были сняты с судов по пути их следования: один в Ильичевске, второй в Южном, третий в Севастополе.

Когда ожидаете улучшение ситуации?

Прогнозируемое синоптиками потепление немного улучшит ситуацию. Но на БДЛК ледовая ситуация, очевидно, продлится до середины марта.