Для опытного путешественника поиск выгодного авиатарифа превратился из рутинной процедуры в увлекательное приключение. На хорошие предложения охотятся с азартом, как на редкую дичь - например, перед праздниками посетители трэвел-форумов возбужденно обсуждали билет в Рио-де-Жанейро и обратно за 15 тысяч рублей, хотя до сих пор минимальный тариф был 30 тысяч. Появился он не на сайте авиакомпании, а в онлайн-агентстве www.anywayanyday.com. Но, чтобы забронировать удачный билет, необходимо обращаться и к онлайн-продавцам, и на сайты авиакомпаний, и к агрегаторам вроде www.momondo.com, www.mobissimo.com, www.kayak.com, www.aviasales.ru. "Пятница" разобралась в том, как комбинировать различные ресурсы, чтобы выследить самый удобный и дешевый тариф.

В упор не видят

Для эксперимента я взял несколько популярных направлений (поиск проводился 19 января) туда 5 апреля, обратно 18 апреля. Скажем, прямые рейсы из Москвы в Лондон предлагали четыре авиакомпании, но ни у одной из них не нашлось билетов дешевле 10 тысяч. Зато поиск на Momondo дал цену в 9175 рублей от агентства Biletix. Перейдя на сайт Biletix, я выяснил, что в эту сумму не включен сбор агентства в 1,5%, но и финальная цена в 9313 рублей была выгоднее, чем тариф в 10 310 рублей на сайте самого перевозчика - компании bmi.

Другая линия - Москва - Париж. Прямые рейсы выполняют только "Аэрофлот" и Air France, из-за чего цены несоразмерно велики. На интересующие меня апрельские даты обе компании выдали тариф от 15 тысяч рублей. Зашел на агрегатор - и тут же увидел цену 9192 рубля от агентства Bravoavia и 9435 рублей от Trip. Оба билета предлагал KLM, правда, с пересадкой в Амстердаме. На собственном же сайте KLM эти рейсы стоили уже 12 247 рублей. Напоследок я решил посмотреть самый популярный маршрут внутри страны - Петербург - Москва. Авиакомпания "Россия" предложила билеты туда-обратно по 6650 рублей, а Ozon продавал за 4050. Тысячу рублей можно было сэкономить, купив билет UTair у агентства Travelpapa.

"Подчас сайты авиакомпаний просто в упор не видят собст­венные билеты, причем не обязательно самые дешевые, - объясняет Константин Калинов, основатель метапоисковика www.aviasales.ru. - Так что идти нужно в первую очередь к агрегаторам и в онлайн-агентства. Их бизнес как раз в том, чтобы найти и продать билет по самой выгодной цене. А авиакомпании - в первую очередь перевозчики, а не продавцы. Функцию поиска тарифов они отдают на аутсорсинг глобальным дистрибуционным системам вроде Sabre или Amadeus, у которых “движки” уже устарели".

Сложный поиск

Поисковики полезны даже тогда, когда не дают существенных скидок. Прежде всего они помогают понять, предложения каких авиакомпаний наиболее выгодны. Скажем, можно обнаружить интересный вариант - прямой перелет в Париж на Air France и возвращение оттуда рейсами KLM с полуторачасовой стыковкой в Амстердаме - за 11 847 рублей. Интересно, что Air France такой билет не находит. Он показывает его, только если выбрать функцию "несколько пунктов назначения" и указать "Москва - Амстердам - Париж - Москва". Но, чтобы задать такой поиск, надо сначала узнать об этом варианте - с помощью поисковика. На агрегаторе можно обнаружить, например, что Alitalia продает полет в Париж с пересадкой в Венеции, Риме или Милане, где можно сделать длинную стыковку и погулять полдня. Агрегаторы незаменимы, когда прямых рейсов между городами нет, они дают возможность понять, у кого вообще следует искать билеты. Некоторые ресурсы имеют функцию "сложного поиска" (она нужна, если требуется посетить несколько городов в одной поездке), другие позволяют искать билеты не только по заданным городам, но и по соседним.

Еще одна важная услуга - это рассылки о скидках и акциях, которые помогут купить билеты именно тогда, когда они стоят дешевле всего. Некоторые продавцы даже отслеживают тарифы по указанному вами конкретному направлению. Многие онлайн-продавцы и поисковики не ограничиваются рассылкой, а публикуют лучшие предложения на своих страницах в социальных сетях.

Апгрейд по дешевке

Но и у сайтов авиакомпаний есть свои преимущества: в отличие от большинства поисковиков они могут искать тарифы на несколько дней вперед и назад от запрошенной даты. Вот и KLM сразу подсказала, что если сдвинуть вылет на день раньше, 4 апреля, то можно купить пересадочный билет в Париж за 9300 рублей. А когда цены у перевозчика и онлайн-агентства сильно не различаются, то лучше покупать без посредников: если придется сдавать билет, то гораздо проще вернуть деньги из авиакомпании, чем из агентства. Есть и другие удобства прямого бронирования: часто оно дает возможность сразу выбрать место в самолете, заказать меню или зафиксировать за небольшую плату найденный тариф на несколько часов или дней.

И наконец, некоторые авиакомпании действительно приберегают лучшие предложения для своего сайта. Так у "Международных авиалиний Украины" есть выгодные тарифы, информацией о которых, по словам Калинова, они не делятся с поисковиками. И, если путешественнику удалось найти более дешевый вариант, то компания позволит ему лететь бизнес-классом. А вот Ryanair имеет договор с несколькими поисковиками об отображении его тарифов, однако запрещает агентам их продавать. Купить билет Ryanair можно только на сайте компании.