Ведущие сотовые операторы обеспечат доступом в интернет поезда

Мобильные операторы в поисках новых клиентов добрались до железных дорог. МТС, "Мегафон" и "Вымпелком" предложили Федеральной пассажирской компании (ФПК) телефонизировать и подключить к интернету поезда дальнего следования.

Оснащение поездов дальнего следования системами, связывающими репитеры мобильной связи 2G, 3G и точки доступа WiFi со спутниками, начнется в конце 2012 г., рассказал "Ведомостям" представитель ФПК ("дочка" "Российских железных дорог", осуществляет пассажирские перевозки на маршрутах дальнего следования). Спутниковая связь будет использоваться на тех участках, где нет сигнала сотовых базовых станций, объясняет он. Связью в первую очередь будут оснащаться фирменные поезда, этапность установки сейчас определяется. Всего у ФПК 89 фирменных поездов, и каждый поезд - это два или более составов. Конкурсы на установку этих систем могут состояться в марте 2012 г., а сейчас ФПК ведет переговоры с операторами, желающими в них участвовать, говорит представитель ФПК.

В ноябре - декабре 2011 г. новая услуга тестировалась на четырех составах, курсировавших между Москвой и Мурманском, Екатеринбургом, Адлером, а также Климовом - спутниковый доступ работал на 80% этого маршрута, общая протяженность которого около 16 000 км, следует из сообщения ФПК. В тесте участвовала МТС, оператор спутниковой связи "Стэк.ком" (оборудование для организации связи 3G в составе ему предоставил "Вымпелком"), говорит представитель ФПК. Также в тестировании участвовал "Мегафон", добавляет один из его участников. Гендиректор "Стэк.ком" Виктор Крысяков и представители МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона" это подтвердили.

Строительство базовых станций вдоль железнодорожных линий требует огромных инвестиций со стороны операторов и длительных сроков окупаемости, отмечает представитель МТС Валерия Кузьменко. "Вымпелкому" интересны предстоящие конкурсы - работа в поездах расширит число пользователей услуг операторов, говорит представитель оператора Анна Айбашева. По словам представителя "Мегафона" Юлии Дорохиной, оператор также планирует использовать комбинированное решение, использующее как сотовую связь, так и спутниковый ресурс.

Оснащение каждого состава сотово-спутниковой системой стоит 5-7 млн руб., объясняет источник в одном из сотовых операторов. Возможно, операторы возьмут на себя расходы по инсталляции систем связи, при этом рассматривается разделение доходов от оказания услуг пассажирам, отмечает представитель ФПК. Вопрос о тарификации услуг связи в поездах пока не рассматривался - например, не ясно, будет ли входить WiFi-доступ в стоимость билета, говорит источник, близкий к одному из операторов. Если так и случится, стоимость билета может увеличиться всего на 1 руб., прогнозирует менеджер другой участвовавшей в тестировании компании.

Параллельно "Мегафон" развивает и другой проект телефонизации поездов и их подключения к интернету - на его первом этапе он планирует размещать сотовые репитеры, а также точки WiFi-доступа в высокоскоростных поездах "Аллегро" и "Сапсан". Первый этап модернизации сети между станцией Бусловская (российско-финская граница), Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом "Мегафон" закончит в I квартале 2012 г., рассказывал недавно "Ведомостям" директор по управлению межотраслевыми проектами "Мегафона" Олег Николаенко. На пути следования "Аллегро" и "Сапсанов" оператор установит 123 новые базовые станции. Стоимость проекта может составить 1,1 млрд руб., из которых около 100 млн пойдет на оснащение "Сапсанов" необходимым оборудованием.

"Железнодорожный" интернет уже работает в "Аэроэкспрессах", связывающих Москву с аэропортами. В январе 2010 г. "Аэроэкспресс" и "Скартел" (бренд Yota) представили проект по оснащению этих поездов WiFi-доступом. Внешний доступ в интернет обеспечивает WiMax-сеть Yota, а беспроводная "разводка" в вагоны происходит с помощью WiFi. Правда, услуга пока доступна только в вагонах бизнес-класса.

Сервис в поездах будет высокорентабельным, но дорогим в силу высоких цен на спутниковую связь, ожидает аналитик компании "Открытие капитал" Александр Венгранович, так что желающих воспользоваться им будет немного.