Прошлый год стал для профит-центра бизнес-империи Константина Жеваго одним из самых удачных. Только по результатам первого полугодия выручка Ferrexpo увеличилась на 63%, до $855 млн. (итоги года еще не опубликованы). Однако рекордные результаты не могло не омрачить то, что практически все активы украинского бизнесмена прошли через проверки налоговиков, СБУ и прочих ведомств. Кроме того, были задержаны топ-менеджеры на нескольких его предприятиях. На волне этих событий Украину покинул родной брат Константина - Олег Жеваго.

Серьезные риски для дальнейшего развития бизнеса на родине подтолкнули и самого бизнесмена к мысли о смене места жительства. Из неофициальных источников "Инвестгазете" стало известно, что осенью прошлого года Константин Жеваго прибегнул к услугам международных юристов по вопросам миграции в Лондоне.

Еще один факт, указывающий на то, что 38-летний миллиардер старается завоевать благосклонность британцев, - пожертвование в сумме 100 тыс. фунтов (более $156 тыс.) лондонской школе St Mary's Primary. Первой о благородном поступке украинского бизнесмена написала газета London Evening Standard, принадлежащая российскому бизнесмену Александру Лебедеву. Там же говорилось о том, что Жеваго не против сменить место жительства - с Киева на Лондон, где он на тот момент подыскивал учебное заведение для своего сына. Однако вид на жительство в Великобритании бизнесмены могут получить только вложив от 1 млн. фунтов ($1,55 млн.) инвестиций в ее экономику. А пожертвование инвестицией не считается. "Согласно миграционным законам, инвестиция должна приносить бизнесмену прибыль", - объясняет Игорь Костенко, иммиграционный адвокат по Великобритании из компании UK Visas.

Будет ли Константин Жеваго инвестировать в эту страну - пока неизвестно: комментировать эту тему он отказался. Однако в других европейских странах бизнесмен за последнее время уже скупил несколько активов. Говорит ли это о том, что он рассматривает возможность выведения основных денежных потоков из Украины за рубеж?
$855 млн. составила выручка ключевого актива Жеваго - компании Ferrexpo - по итогам работы в первой половине 2011 года

ЗАГРАНИЦА ЕМУ ПОМОЖЕТ
Заявление компании Ferrexpo о том, что она ищет возможности купить железорудные активы за пределами Украины, в частности, в Канаде, Австралии и Бразилии, прозвучало в августе 2011 года. В прошлом же году контролируемая Жеваго швейцарская Vorskla Steel начала программу по запуску Vorskla Steel Denmark - электрометаллургического завода в Дании, который бизнесмен купил в нерабочем состоянии в 2007 году. Также были реанимированы планы по строительству прокатного завода в Венгрии недалеко от границы с Украиной. К работам на этой площадке предполагается приступить уже в этом году. Строительство должно было начаться еще в 2009-м, но кризис изменил планы.

Жеваго также продолжает борьбу за чешский завод Kutna Ноrа, который находится в состоянии банкротства. А его фармацевтическая корпорация "Артериум" готовится к участию в приватизации польского завода Polfa Warszawa.
Денег у группы на такие покупки достаточно - в первом полугодии 2011 года компания увеличила чистую прибыль в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2010-го - до $293,93 млн., и таких же результатов ожидает во втором полугодии. Но пока приобрести за рубежом производителя руды сложно, уверяют аналитики. Эта отрасль сейчас очень прибыльна, поэтому никто не хочет продавать ГОКи. А если такое предложение и появится на рынке, то за него в первую очередь будут бороться китайские инвесторы, готовые заплатить любую цену за сырьевую базу для своих меткомбинатов. Да и вряд ли группа "Финансы и Кредит" сможет обменять свой ключевой актив (Полтавский ГОК) на какой-то другой. "Сама целесообразность этого вызывает сомнения", - говорит Андрей Беспятов, управляющий директор, глава аналитического департамента ИК Dragon Capital.

РАВНЕНИЕ НА СНГ
Не только производство руды остается привязанным к Украине. От расположенных на родине бизнесмена предприятий, а также от местного спроса зависят и другие его зарубежные активы. Даже те, которые он пока только намерен купить или построить.
Прежде всего это относится к металлургической цепочке, которую Жеваго начал создавать задолго до того, как у группы возникли проблемы с властью. Выглядит она следующим образом: часть руды, производимой Ferrexpo, должна была сразу же перерабатываться на площадке "Ворскла сталь" в Комсомольске Полтавской области. Ферросплавы должны поставляться с македонского завода группы Skopski Legury. Полуфабрикат с Полтавщини уходил бы на металлопрокатный завод в Венгрии, а также служил бы сырьем для Kutna Ноrа и, возможно, даже для Vorskla Steel Denmark. Но потом почти вся продукция этих предприятий должна возвращаться в Украину на машиностроительные предприятия группы - Стахановский вагоностроительный завод, АвтоКрАЗ, Бердичевский машзавод, завод "Залив" и другие. Они потребляют очень много импортного металла, и создание вертикальной интеграции могло бы облегчить им жизнь.

Но пока в этой цепи не достает самого главного звена - завода "Ворскла сталь", строительство которого заморожено с 2008 года. Без него все зарубежные предприятия остаются без металлургического сырья. Ferrexpo могла бы перерабатывать свою руду на европейских меткомбинатах по давальческой схеме. Она уже использовала ее в 2008 году для загрузки простаивавшего тогда болгарского завода "Кремиковци", который намеревался купить, но был вынужден уступить российским инвесторам. Источники, близкие к группе, уверяют, что теперь Ferrexpo не использует давальческих схем и все же надеется запустить производство стальных полуфабрикатов в Комсомольске. Но в будущем возвращение к толлингу все-таки будет оправданным: если давление на его предприятия и дальше будет усиливаться, Константин Жеваго не рискнет вкладывать деньги в строительство в Украине.

Но и на этом связь с рынками СНГ, в том числе украинским, не заканчивается. Например, Kutna Hora - один из немногих заводов, чья продукция сертифицирована Российскими железными дорогами. Поэтому до недавнего времени он работал только с несколькими украинскими и российскими предприятиями, производящими вагоны для постсоветского пространства. А сейчас вообще поставляет почти все свое литье на Стахановский вагонзавод.

На украинские активы жеваго могли бы претендовать Ринат Ахметов, Лакшми Миттал и Сергей Тигипко
Это же касается и завода Polfa Warszawa. Его приобретение вряд ли позволит "Артериуму" заполучить европейских потребителей лекарств, поскольку почти весь экспорт польской продукции направлен в Россию. Интерес к предприятию вызван скорее перспективами доступа к европейскому капиталу, поскольку акции Polfa Warszawa котируются на Варшавской фондовой бирже. Доступ на российский рынок также представляет ценность, поскольку украинским фармкомпаниям пробиваться туда непросто.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТЬ
В перспективе Жеваго сможет уйти на зарубежные рынки. По оценкам отраслевых экспертов, пиковый спрос на вагоны для "советской" ширины колеи наблюдается именно сейчас, когда РЖД и "Укрзализныця" наверстывают Пропущенные сроки обновления подвижного состава. Через 3-5 лет объемы закупок заметно снизятся, поэтому тому же Kutna Hora стоит освоить производство литья и для других рынков.

Не менее $800 млн. необходимо Константину Жеваго для реализации всех запланированных зарубежных проектов
Все заявленные металлургические проекты группы "Финансы и Кредит" уже не успеют на эту волну спроса. А значит, стратегию логично было бы направить на приобретение машиностроительных предприятий в Европе.

Что же касается возможной продажи украинских активов, то сделать это несложно. По мнению Олега Иванца, аналитика ИК "АРТ КАПИТАЛ", вагоностроительный бизнес Константина Жеваго может быть интересен либо вице-премьер-министру Сергею Тигипко, который также имеет активы в этой отрасли, либо-российским вагоностроительным компаниям.

Другое дело, продавать активы сегодня - не самая удачная мысль. "Слухи о продаже группой "Финансы и Кредит" активов, в первую очередь Ferrexpo, муссируются постоянно, - говорит Андрей Беспятов. - Мы думаем, что несмотря на них и даже какие-то переговоры, Константин Жеваго не будет сейчас продавать свой самый ценный и доходный актив".