Группа "Сумма" станет совладелицей трех из четырех крупнейших экспортных терминалов

Группа "Сумма" будет совладельцем трех из четырех крупнейших терминалов, через которые отправляется на экспорт российское зерно. Она договорилась с Объединенной зерновой компанией о строительстве терминала мощностью 5 млн т на Дальнем Востоке.

"Сумма" (ее основным владельцем считается Зиявудин Магомедов) и государственная Объединенная зерновая компания (ОЗК) будут вместе строить зерновой терминал в порту Восточный, рассказали "Ведомостям" представители "Суммы" и ОЗК. Терминал будет строиться в бухте Врангеля, в северной части порта Восточный, передал через представителя первый вице-президент "Суммы" Александр Винoкурoв. Землю под терминал, по его словам, "Сумма" уже арендовала.

Терминал позволит переваливать до 5 млн т зерна в год. Строительство начнется в следующем году, заработать он должен в 2014 г. Запланированные инвестиции в проект - до 5 млрд руб. (каковы будут доли в них партнеров, собеседники "Ведомостей" не говорят). Для строительства терминала будет создана специальная компания, как в ней будут распределены доли, также не сообщается.

Азия - основной мировой импортер зерновых грузов, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько: ежегодно в регион поставляется более 35 млн т. Но российское зерно в Азию почти не отправляется. По данным "Русагротранса", в 2009/10 зерновом году через Приморье было отправлено лишь 49 000 т зерна. Единственный порт, через который экспортируется зерно, - Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) - в этом году перевалит 90 000 т зерна (данные группы Fesco, в которую входит ВМТП). Весь экспорт российских зерновых в этом году может составить 24-25 млн т, говорил в октябре премьер-министр Владимир Путин (к 2020 г., по прогнозу Минсельхоза, экспорт должен вырасти до 40 млн т). Но специализированного терминала в ВМТП нет - порт переваливает по так называемому прямому варианту, т. е. из вагона сразу на судно. В перспективе через дальневосточные порты в страны Юго-Восточной Азии Россия могла бы экспортировать до 13 млн т зерна в год, говорил недавно президент Национального союза зернопроизводителей и основной владелец Сибирского аграрного холдинга Павел Скурихин.

Строительство терминала на Дальнем Востоке даст производителям зерна из Сибири не только хорошие шансы завоевать азиатские рынки, но и толчок для дальнейшего увеличения объема производства, полагает Винoкурoв. Избыток предложения зерна в Сибири, по его данным, в этом году составляет около 5 млн т. При этом сибирские сельхозпроизводители почти не имеют доступа к экспортным портам в Азовско-Черноморском бассейне, продолжает Винoкурoв.

У "Суммы" уже есть доли в обоих крупнейших портовых терминалах - Новороссийском зерновом терминале (через Новороссийский морской торговый порт, в котором группе совместно с "Транснефтью" принадлежит 50,1%) и Новороссийском комбинате хлебопродуктов (его контролирует ОЗК, структуры "Суммы" недавно приобрели около 28%). Участие в проекте строительства терминала на Дальнем Востоке позволит "Сумме" фактически контролировать весь экспорт зерна через российское порты, говорит генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. ОЗК в сентябре подписала с Минтрансом и администрацией Краснодарского края соглашение о строительстве терминала мощностью 6 млн т в порту Тамань, но вопрос о финансировании этого проекта еще не решен. О других близких к скорой реализации проектах зерновых терминалов за последний год объявлено не было.