Над еврозоной уже начали кружить стервятники, готовые попировать за счет стран, потерявших интерес к авантюре с единой валютой - евро.
Сейчас все страны еврозоны, по-видимому, подумывают о мире, в котором они снова могли бы контролировать свои валюты, и большинство из них явно не намерены связываться с новыми союзными соглашениями. Однако это не помешало российским властям заговорить об идее "Евразийского союза" с участием России и некоторых из ее бывших сателлитов. Эта перспектива вновь пробуждает воспоминания о холодной войне.
Бывший и будущий президент России Владимир Путин предложил идею "Евразийского союза" в октябре. Утверждается, что этот союз по примеру еврозоны будет фокусироваться на экономике, однако можно себе представить, что на деле Россия возьмет на себя политическое и экономическое лидерство, как во времена холодной войны.
На первых порах Путина интересует возможное участие Киргизии, Таджикистана, Белоруссии, Казахстана и России, однако взгляды этого политика на СССР и на его распад заставляют думать, что предполагаемый Евразийский союз, возможно, будет включать в себя все бывшие советские республики - в том числе Армению, Азербайджан, Эстонию, Грузию, Латвию, Литву, Молдавию, Россию, Туркмению, Украину и Узбекистан.
Если Евразийский союз возникнет, в нем не будет борьбы за преобладание, аналогичной той, которая идет в ЕС между Францией и Германией. Россия в 2010 году уже создала таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, интегрировав экономики и снизив ограничения на перевозку товаров через границы. Киргизия также дала понять, что она намерена присоединиться к этому союзу.
Совокупный ВВП Киргизии, Белоруссии, Казахстана и России в 2010 году составлял 1,68 триллиона долларов, причем его львиную долю - 1,48 триллиона долларов - составлял российский ВВП. Для сравнения - в 2010 году ВВП 17 стран, входящих в настоящий момент в еврозону, приближался к 12,2 триллиона долларов.
Возможно ли это?
Может ли Евразийский союз быть создан без распада Европейского Союза? Вряд ли. Согласно Маастрихтскому договору, из 27 стран Евросоюза все, кроме Дании и Британии, должны перейти на евро. Две страны из них – это Литва и Латвия, бывшие советские республики, которые должны будут выйти из договора, чтобы присоединиться к Евразийскому союзу.
Вот как, по данным МВФ, выглядел бы в 2011 году предполагаемый Евразийский союз из 15 членов, включая Литву и Латвию:
ВВП: около 2,56 триллиона долларов (663 миллиарда без России)
Население: 288 миллионов (146 миллионов без России)
А вот как бы выглядел сейчас Европейский Союз, за вычетом Литвы, Латвии, Дании и Британии:
ВВП: примерно15 триллионов долларов
Население: 426 миллионов
Союз, который будет иметь вес
Чтобы Евразийский союз действительно имел вес, он должен будет расшириться и включить в себя страны с большим экономическим потенциалом, но для этого необязательно собирать вместе старую компанию. Россия, скорее всего, не столкнется с конкуренцией со стороны ЕС на своих южных границах, и это значит, что борьба будет вестись за страны Восточной Европы и Причерноморья.
Евросоюз уже это признал, создав в 2009 году программу "Восточное партнерство" в попытке укрепить сотрудничество с бывшими советскими республиками - Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.
Одной из главных целей как расширения ЕС на восток, так и российского проекта Евразийского союза – это борьба за нефть. Оба союза будут жаловаться на посягательства на сферу влияния, однако в конечном итоге на кону для них будут стоять преимущества, связанные с географическим местоположением бывших советских республик.
Азербайджан расположен на Каспийском море и добывает 651 700 баррелей в день, однако до Черного моря и мировых рынков может добраться только через территорию Грузии или Турции (также стремящейся в Евросоюз). Несколько европейских стран, включая могущественную Германию, уже сейчас оказались под каблуком у России в области доступа к энергоресурсам, особенно природного газа. В завершенном виде Евразийский союз мог бы контролировать до 33% доказанных мировых запасов газа (Россия сейчас контролирует 25%).
В первую очередь от создания Евразийского союза выиграл бы контролируемый российскими властями "Газпром" - крупнейшая в мире газовая компания. Сейчас "Газпром" ищет новые возможности в основном на севере России или в Баренцевом море. Евразийский союз позволил бы компании воспользоваться российским региональным влиянием и расширить свои интересы в Казахстане, укрепив связи с казахстанской государственной энергетической компанией "КазМунайГаз".
Это, вероятно, заставит нервничать крупные западные фирмы, такие как BG Group и Chevron, которые в последние годы видели, что самоуверенная Россия не стеснялась выдавливать иностранные нефтяные компании с месторождений у острова Сахалин. Чем большее давление Россия сможет оказывать на своих бывших союзников, тем сильнее она сможет угрожать таким структурам, как Азербайджанская международная операционная компания – консорциум с участием BP, Chevron, и ExxonMobil .
Россия у власти
Вразрез с мечтами России, большинство ее бывших братьев не слишком радуются идее уступить политическую или экономическую власть Путину и компании. В 2005 году Украина, Грузия, Молдавия, Эстония, Латвия и Литва, Словения, Румыния и Македония создали Содружество демократического выбора, чтобы противостоять российским амбициям. Это показывает, что любая интеграция не будет легкой. России придется играть на боязни стран Восточной Европы оказаться не допущенными в ЕС, а также предлагать менее жесткие условия для вступления, чем Евросоюз. Чтобы эта стратегия увенчалась успехом, Россия также должна действовать быстро, так как ожидаемый переход на евро должен произойти до 2020 года.
Главным сокровищем для России стала бы Украина - страна с 45 миллионами населения, ВВП которой в 2010 году достигал около 137 миллиардов евро. Украина уже много лет пытается вступить в Европейский Союз. Она даже заключила Соглашение об ассоциации, которое должно подготовить почву для вступления, однако в связи с рядом политических проблем, начавшихся после Оранжевой революции 2004 года, ее кандидатура начала рассматриваться особенно придирчиво. В число этих проблем входит приговор, недавно вынесенный Юлии Тимошенко – пугающий признак, возможно, указывающий на возникновение в стране своего рода авторитаризма, с которым ЕС предпочитает не иметь дела. Ситуация может потребовать от руководства ЕС руководствоваться не внешнеполитическими устремлениями, а экономическим реализмом.
Стремление России присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) может удержать ее от чрезмерно агрессивных шагов в направлении создания Евразийского союза. Она уже давно добивается членства в ВТО. Так как Россия – одна из крупнейших экономик мира, тот факт, что она не состоит в этом клубе, по-своему задевает ее. Масла в огонь подливает и то, что Китай – региональный соперник России – был принят в ВТО почти 10 лет назад. Привлекательность членства в ВТО и его экономические преимущества даже подтолкнули Россию пойти на уступки Грузии, на которую она напала в августе 2008 года.
Общий итог
Момент для Европейского Союза, конечно, мог бы быть еще более неподходящим, но вряд ли намного. Если Европейский Союз хочет бороться с российским влиянием и предотвратить возникновение широкого Евразийского союза, ему надо навести порядок в еврозоне. В конечном счете, распад еврозоны может торпедировать все союзное соглашение, что сделает дальнейшую работу над расширением союза неактуальной.
Возможное возвращение Владимира Путина на пост президента России, которое многие считали само собой разумеющимся, баламутит экономическое болото. Если в свой первый президентский срок Путин сфокусируется на идее Евразийского союза и будет активно демонстрировать бывшим советским республикам расположение, пока Европа колеблется, у него может получиться создать противовес Евросоюзу.