В середине декабря 2017 года введен в действие Закон Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду". Вместо экологической экспертизы, предусмотренной утратившим силу Законом "Об экологической экспертизе", внедрены новая модель оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и новый документ разрешительного характера – заключение по оценке воздействия на окружающую среду. Как эти изменения повлияют на деятельность предприятий портовой отрасли? Значит ли это, что с момента вступления закона в силу новое заключение по оценке воздействия на окружающую среду необходимо получить в обязательном порядке? Мы ответили на наиболее частые вопросы, которые возникают у компаний портовой отрасли.  

Что оцениваем?

Оценке воздействия на окружающую среду подлежат установленные Законом виды планируемой деятельности и объекты, которые могут иметь значительное влияние на окружающую среду. Всего их более 100, самых разных отраслей - от строительства аэропортов, производства крахмала до смены целевого назначения сельхозземель, если новое назначение относится хотя бы к одному из видов деятельности, который подлежит ОВОС. В зависимости от возможного трансграничного воздействия на окружающую среду выделяется 2 категории. Если мы говорим об объектах портовой инфраструктуры, то к 1 категории относится строительство гидротехнических сооружений морских и речных портов, которые могут принимать суда свыше 1350 тонн, глубоководных судовых ходов, операции в сфере обращения с опасными отходами. Ко 2 категории – специализированные морские и речные терминалы, верфи, намыв территорий на землях водного фонда, строительство гидротехнических сооружений морских и речных портов (не отнесенных к 1 категории).

Отдельным видом планируемой деятельности обеих категорий, который подлежит ОВОС, является расширение и изменение, включая пересмотр или обновление условий осуществления планируемой деятельности, а также реконструкция, техническое переоснащение, капитальный ремонт, перепрофилирование соответствующих объектов и деятельности (далее – изменение деятельности, подпадающей под ОВОС).

В законе также определены случаи, когда ОВОС не предоставляется: из-за незначительного влияния на окружающую среду таких расширений и изменений. Одним из ключевых требований, которому должны соответствовать такая деятельность,  – они не приведут к увеличению имеющихся и образования новых видов опасных отходов, увеличению и/или появлению новых выбросов в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, шумового, вибрационного, светового, теплового и радиационного загрязнения, а также излучения.

Таким образом, ремонт или реконструкция морских терминалов или иных объектов портовой инфраструктуры, отнесенных Законом к одной из категорий, в обязательном порядке требуют ОВОС (если они не попадают под указанные выше исключения).

Закон устанавливает два принципиально важных положения для тех субъектов хозяйствования, кто на момент введения в действие Закона уже осуществлял деятельность, подпадающую под ОВОС. Во-первых, заключения государственной экологической экспертизы, полученные до введения в действие этого Закона, сохраняют силу и имеют статус заключения по ОВОС. Во-вторых, действие Закона не распространяется на субъектов хозяйствования, которые получили решение об осуществлении планируемой деятельности до его вступления в силу, за исключением случаев изменения деятельности, подпадающей под ОВОС.

Само решение о проведении планируемой деятельности, исходя из норм Закона, может выглядеть как:

- документ разрешительного характера или иной акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, который выдан/принят в порядке, установленном законодательством для соответствующих решений;

- само заключение по ОВОС (если после принятия заключения по ОВОС законодательством не предусматривается принятие решения о проведении планируемой деятельности для начала ее осуществления, заключение, в котором определены допустимость осуществления планируемой деятельности, считается решением о проведении планируемой деятельности).

Таким образом, если до вступления в силу Закона предприятие получило все разрешительные документы, в т.ч. решения органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые, к примеру, требовались законодательством на момент строительства/расширения морского терминала, то дополнительно получать заключение по ОВОС на осуществление текущей деятельности не требуется. Если же планируется строительство нового или реконструкция уже существующего морского терминала с увеличением выбросов, спецводопользование и т.д., без заключения по ОВОС никак не обойтись.

Кто выдает?

Заключения выдаются либо подразделениями по вопросам экологии и природных ресурсов обладминистраций (уполномоченный территориальный орган), либо Минэкологии (уполномоченный центральный орган). Последний выдает заключения, если подлежащая ОВОС деятельность:

  • может оказать значительное трансграничное воздействие;
  • касается зоны отчуждения или зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, и/или решения об утверждении (одобрении) которой принимается Кабинетом Министров Украины;
  • будет финансироваться с привлечением иностранных кредитов под государственные гарантии.

В остальных случаях заключения по ОВОС выдаются уполномоченными территориальными органами.

С учетом особых отношений портового бизнеса с инспекторами Госэкоинспекции, обращаю внимание на то, что Госэкоинспекция не имеет отношения к процедуре выдачи заключения по ОВОС.

Какова процедура?

В большинстве случаев процедура ОВОС предполагает 4 этапа. Если после заключения ОВОС необходимо дополнительно принимать решение об осуществлении плановой деятельности или проводить постпроектный мониторинг, процедура ОВОС состоит из 6 этапов.  Все документы подаются в бумажном и электронном виде. В электронном виде – через электронный кабинет Единого реестра по ОВОС (далее – реестр). Для первичной регистрации в кабинете вводятся базовые данные о себе (местонахождение, идентификационный код и т.д.). Все документы, в т.ч. заполненная для первичной регистрации анкета в кабинете, подаются с использованием электронной цифровой подписи.

Также обращаю внимание на то, что согласно Закону на всех стадиях ОВОС должно обеспечиваться своевременное информирование общественности (публикации в СМИ, размещение на досках объявлений, проведение общественных слушаний и т.д.). Поэтому мы рекомендуем сразу же заключить договор с местными СМИ и органом местного самоуправления на оказание соответствующих услуг.

Поскольку вопреки требованиям законодательства размер платы за проведение самого общественного обсуждения Минэкологии до сих пор не установлен, мы также рекомендуем предоставлять уполномоченному органу гарантийное письмо об оплате сразу после утверждения соответствующих тарифов.

Важно отметить, что Закон допускает не обнародовать те элементы документации по ОВОС, которые содержат конфиденциальную информацию. Это, безусловно, положительная оговорка Закона, направленная на защиту объектов интеллектуальной собственности (например, уникальные технологии погрузки). Однако, информация, касающаяся влияния на окружающую среду, в том числе о количественных и качественных показателях выбросов и сбросов, физических и биологических факторах влияния, использования природных ресурсов и обращения с отходами, является открытой и доступ к ней не может быть ограничен.

А если нет?

Один из наиболее частых вопросов от представителей бизнеса звучит следующим образом: а каковы последствия получения или неполучения ОВОС?

Напоминаю, что заключение по ОВОС является документом разрешительного характера, предусмотренным ЗУ "О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности". Вместе с тем, наличие заключения по ОВОС – одно из требований для получения ряда иных разрешительных документов.

Например, для получения разрешения на выполнение строительных работ наряду с остальными документами подается заключение по ОВОС (если оценка должна быть поведена в соответствии с Законом об ОВОС). Для определения безопасности для здоровья человека и экологической безопасности во время проектирования, размещения, проектирования и строительства новых объектов, связанных с использованием вод, осуществляется ОВОС в порядке, установленном законодательством.

Если представители бизнеса нарушают законодательства об ОВОС, к ним применяются достаточно жесткие санкции. Например, эксплуатация предприятия или отдельных его цехов (участков) и единиц оборудования может быть временно запрещена или приостановлена до выполнения установленных в заключении по ОВОС экологических условий, а то и вовсе полностью прекращена.

При временном запрете (остановке) или прекращении деятельности предприятий запрещаются все выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов предприятия в целом или отдельных его цехов (участков) и единиц оборудования.

Основанием для прекращения деятельности предприятия или отдельных его цехов (участков) и единиц оборудования является осуществление планируемой деятельности без проведения ОВОС и получения решения о проведении планируемой деятельности, а также в случае систематических нарушений в сфере ОВОС, которые не могут быть устранены по техническим, экономическим или другим причинам.

Таким образом, если до вступления в силу Закона субъект хозяйствования получил все разрешительные документы, в т.ч. решения органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые требовались законодательством на момент ремонта, реконструкции или строительства объектов портовой инфраструктуры, то дополнительно получать заключение по ОВОС на осуществление текущей деятельности не требуется. Если же разрешение было получено, однако планируется изменение деятельности,  которое приведет к увеличение выбросов, спецводопользованию и прочее, такому изменению должно обязательно предшествовать получение заключения по ОВОС.