Во-первых, потому, что доходность долгосрочных инвестиций в мире составляет 3-7%. При этом причал – это очень долгосрочная инвестиция, которая работает более 50 лет. Поэтому не совсем понятно, почему государство хочет получать от своих долгосрочных вложений от арендаторов в 2-5 раз больше, чем получают другие инвесторы в долгосрочные проекты в мире.

Во-вторых, цифра в 15%, согласованная Фондом госимущества Украины, явно говорит о том, что при ее оценке и формулировании использовали мысль о том, что государственный причал должен окупиться за 7 лет. Что с одной стороны неплохо – почему бы и не вернуть назад за столь короткий срок вложенные когда-то государством деньги.

Однако сразу возникает вопрос о равном отношении государства к разным отраслям экономики. Ведь если арендаторы-портовики за 7 лет должны окупить государству причалы, то почему арендаторы-металлурги не должны за 7 лет окупить стоимость железнодорожного полотна, по которому они возят свою продукцию? Правда, для этого придется грузовой тариф увеличить в 3-5 раз, но это ничего - ведь должна победить честность. Тем более, что равное отношение ко всем формам собственности и отраслям экономики прописано у нас в Конституции.

В-третьих, честность должна победить и в отношениях бюджета и государственных предприятий. Ведь управляя огромными имущественными комплексами, которые создавались десятилетиями, подавляющее большинство госпредприятий никогда в жизни не платили в бюджет 15% от стоимости своих основных фондов.

Например, та же "Укрзализниця" навсегда бы забыла как плакать по поводу дешевых пассажирских перевозок, если бы с нее хотя бы один год взяли 15% от стоимости основных фондов. И это только за их использование. А еще и прибыль можно ведь попросить.

А например, Нефтегазу Украины пришлось бы каждый год платить в бюджет 15% от стоимости "бесценной", используемой газотранспортной системы. И это бы обеспечило такой тариф перекачки топлива, что его выгоднее было бы возить из России в ЕС в бытовых газовых баллонах.

Потому что если когда-то государство инвестировало в причалы, порты, заводы, рельсы, трубы и сегодня оно решило, что со своих инвестиций оно должно получать 15% годовых от стоимости, то это хороший принцип. И он должен действовать для всех.

Никто не имеет права недоплачивать. Ведь это деньги пенсионеров и инвалидов, которые создали это имущество и сегодня имеют право с доходов от него жить. При посредничестве госбюджета, конечно.

Однако, если взять калькулятор и пройтись по основным отраслям с применением описанного выше принципа 15% доходности, то полученная картина будет называться маразмом и коллапсом экономики.

Отсюда следует простой вывод – если нельзя применить такой подход к всей экономике, а равенство строго предписывает закон, то почему портовая отрасль должна подвергаться дискриминации? Потому что так захотели чиновники ФГИ? Так одного их желания мало, чтобы в стране перестала работать конституционная норма.