Вопрос, вынесенный в заголовок этой публикации, был темой моей презентации в рамках недавно прошедшего Аэроконгресса.

Предлагая такую тему для дискуссии, признаюсь, я рассчитывал на отклик со стороны участников форума. Но не ожидал, что реакция окажется столь велика, что обсуждение темы продолжится и в кулуарах конгресса. Это обстоятельство навело меня на мысль о том, что затронутая проблематика заслуживает более широкого обсуждения в отраслевых кругах, и стало поводом для написания настоящих строк.

Некоторое время назад в Соединенных Штатах, которые являются очень – если не самым – конкурентным рынком авиаперевозок задались вопросом, какой шкалой ценностей руководствуется потребитель, когда задумывается о приобретении авиабилета, что для него приоритетно, какими ментальными драйверами он движим?

Вот как выглядят результаты проведенного опроса:

011

Пожалуй, ни для кого не стало удивлением, что каждого второго американца более всего заботит цена авиабилета. А что беспокоит условно каждого первого? И здесь обращают на себя внимание несколько интересных итогов опроса. Оказывается, репутация авиакомпании – то, что так заботит самих перевозчиков – важна только для 6% опрошенных, а преимущества программы лояльности и наличие бесплатного питания занимает умы всего 1-2% американцев.

Однако, нас всех, наверное, сильнее интересует, что думают на этот счет украинские пассажиры. Но то, как бы ответил наш потребитель авиационного продукта, мы не знаем. Просто потому что его не спрашивали. Хотя узнать такое мнение было бы небезынтересно, чтобы не только понимать приоритеты украинского пассажира, но и сравнить его видение с уже известными взглядами американских авиапутешественников.

Это сравнение тем более будет интересным, поскольку в экспертной среде всё громче начинает звучать идея о социальном реинжиниринге – перезарядке общества и  как итог  формировании новой шкалы ценностей и жизненных ориентиров. В этом контексте будет любопытно посмотреть, насколько украинский авиапассажир готов к перезагрузке и восприятию глобальных трендов в сфере тревел-индустрии.

Вместо постскриптума: В своё время результаты приведенного выше социологического исследования вдохновили группу американских инвесторов на создание принципиально новой бизнес-модели в авиации, известной теперь под названием ультра-лоукост концепции, которая уже вышла за рамки одной страны и распространяется по всему миру, как следующий шаг эволюционного развития авиационной отрасли. Было бы приятно, чтобы результаты подобных исследований у нас послужили источником вдохновения для появления нового продукта и на украинском рынке.