На сегодня доля речных перевозок грузов в стране составляет, по разным оценкам, лишь от 0,1 до 0,4%. А в плане транзитного потенциала рек Польша, по словам самих же поляков, остается "белым пятном" на карте Европы. Опасаясь того, что соседние государства могут организовать альтернативные маршруты в обход их страны, поляки вознамерились исправить эту ситуацию.

Во-первых, правительство Польши 15 июня утвердило стратегию развития водных путей. Согласно документу, до 2030 г. Одер и Висла должны получить статус международных маршрутов. Для этого планируется модернизация Одера по всей длине и Вислы от  Варшавы до Гданьска. Также стратегией предусмотрено строительство Силезского канала, который соединит обе ключевые речные артерии Польши. Кроме того, эти реки должны получить полноценную судоходную коммуникацию с Дунаем.

На реализацию этих планов потребуется примерно 70 миллиардов злотых.

Во-вторых, 20 июня было анонсировано, что еще до конца текущего года Польша ратифицирует Конвенцию AGN. Последняя является европейским соглашением по вопросу основных внутренних водных путей международного значения. Она определяет единые технические и эксплуатационные параметры для строительства, модернизации и эксплуатации водных путей, предназначенных для международных речных перевозок.

В-третьих, 29 июня состоялась встреча профильных министерств Польши и Чехии по вопросу развития коридора Дунай - Одер - Эльба. Стороны обсудили планы работ по реализации проекта Одерского водного пути, где каждая страна отвечает за свой участок работ и обе надеются получить немалую выгоду от интеграции Одера в трансъевропейскую водную сеть.

К слову, особые надежды поляки питают именно в отношении модернизации чехами Верхнего Одера, так как для последних это - кратчайший путь доставки товаров в Скандинавию, а для первых - возможность неплохо заработать на транзите.

Активные действия наших соседей могли бы стать показательными для Украины, где  о возрождении речного судоходства говорят преимущественно в контексте интересов одного из участников рынка. А практическое развитие какого-либо мало-мальски значимого транзита имеет вялотекущие формы - например, транзитный проект Е-40, включающий Вислу, Западный Буг, Припять и Днепр, пока так и не обрел реальные очертания.

Да, Украина и Польша имеют разную специфику внутренних водных путей, различное географическое окружение и неравноценные экономические возможности. Но важно иное - понимание игроками рынка и государством того, что промедление с модернизацией влечет за собой невосполнимое отставание для отдельной отрасли и экономики в целом, на фоне более предприимчивых соседей и наличия альтернативных транзитных маршрутов.

 

Читайте также Американские эксперты завершили инспекцию шлюзов на Днепре