Сегодня в Украине обсуждают перспективы строительства клона нового проекта Илона Маска Hyperloop - скоростного транспорта, который, в теории, будет передвигаться в разреженной атмосфере со скоростью больше 1000 км/ч. И, одновременно с этим, уже почти год не устают говорить о выходе на рынок ирландского лоукостера Ryanair. Очевидно, что две темы - это сублимация объединяющего всех нас желания получить качественный, быстрый и доступный способ передвижения - внутри страны и за ее пределы. Но правильный ли путь для этого мы выбираем?
По своей сути, Hyperloop - это совершенно революционный проект, предложенный Илоном Маском. В случае успеха, он повлияет на рынок перевозок в разы существеннее, чем это в свое время сделало метро. По значимости Hyperloop сможет стать в один ряд с изобретением поезда и запуском гражданской авиации. Потому что решает сразу несколько задач. Первая - это скорость передвижений. Для Hyperloop она будет подходить или даже несколько превышать скорость звука. В масштабах Украины это значит, что в любую точку страны, прямо завязанную Hyperloop, теоретически можно будет добраться из столицы меньше, чем за час.
Секрет инновации довольно прост. Одной из главных преград для разгона любого транспортного средства является воздух. Это понимают инженеры, потому и придумали коэффициент лобового сопротивления. Это также понимает Илон Маск, потому придумал… воздух выкачать. Идея в стиле "скучного" предпринимателя.
Если взять капсулу и запустить ее в пространстве, откуда предварительно откачать воздух - максимально, насколько это возможно, приближая условия к вакууму, то можно создать более быстрый и энергоэффективный способ для передвижения людей и, что очень важно, перевозки грузов.
Читайте также Главой польской ж/д компании PKP Cargo стал любитель Hyperloop
На первый взгляд, никаких проблем нет, инновация отличная, и нужно ее поскорее внедрять. Однако стоит обратить внимание на несколько "но".
Во-первых, пока Hyperloop - это венчурный проект, хоть и очень хайповый и масштабный. Успех компании вовсе не гарантирован. Например, вполне может оказаться, что и через 5-10 лет не будет технологии, способной стабильно выкачивать воздух из многокилометровых тоннелей. Или окажется, что нельзя создать тоннель, на который, с одной стороны, не будут действовать грунтовые воды. С другой - промерзание почвы. С третьей - температура и давление, создаваемые мчащимся многотонным составом из капсул. И так, чтобы внутри был почти вакуум. Конечно, вполне вероятно, что все эти проблемы будут решены. Но если нет, то идея просто останется ждать, пока уровень развития технологий успеет за инновационностью мысли.
Второй нюанс касается непосредственно экономической целесообразности проекта в Украине. В США Илон Маск пришел к идее Hyperloop, потому что количество автомобилей постоянно растет. Также изо дня в день появляются новые авиакомпании и рейсы. Аэропорты перегружены, и совсем скоро часть из них просто не сможет принимать больше пассажиров.
В то же самое время города и пригороды стоят в многочасовых пробках, пока одноэтажная Америка добирается на работу и обратно. Потому предприниматель и решил запустить транспортные потоки под землю - из-за конкретной необходимости освоить для перемещения людей и грузов новое пространство. При этом изначально Hyperloop очень серьезно выигрывал у скоростных поездов по цене. Стоимость километра безвоздушного тоннеля назывался на уровне до $10 млн, тогда как цена одного километра путей для скоростного поезда - больше $25 млн. Однако сегодня расчеты для Hyperloop уже поменялись, и пока эксперты говорят об уровне порядка $20 млн за километр. Однако, даже если Hyperloop станет в итоге более дорогим, чем скоростные поезда, для США это все равно выход в новые пространства. Но в случае с Украиной, сегодня мы точно еще достигли пика насыщенности транспортной сети. Более того, у нас даже нет настоящих скоростных поездов, которые бы двигались со скоростью 300 км/час.
Читайте также Строительство украинского Hyperloop обойдется в два раза дешевле, чем евроколея, - мнение
Другой вопрос - это стоимость проезда на Hyperloop в Украине. Вполне реально, что билет в один конец из Киева до Одессы будет стоить от 4,5 тысяч гривен. Даже с учетом сорока минут пути, трудно представить, среди каких слоев населения транспорт может пользоваться спросом. Не говоря уже о том, что сооружения самой такой ветки обойдется не меньше, чем в $7-8 млрд - около 20% сводного Бюджета Украины на 2018 год.
Тем не менее, раз Hyperloop под вопросом, это вовсе не значит, что вообще не нужно рассматривать стратегии развития отечественное транспортной инфраструктуры.
Просто для этих целей у нас есть несколько более реальных драйверов, которые можно запускать уже сейчас. Во-первых, речь о том, чтобы наладить качественное авиасообщение между украинскими городами. И сделать это, например, на самолетах концерна "Антонов". Возможно, даже специально разработанных под эти цели. Таким образом мы вложимся в развитие коммуникаций между городами, дадим работу конструкторам, инженерам. Также заработают производители электроники, текстиля, металлурги и химики. По большому счету, сегодня в Украине есть пять серьезных аэропортов, но появится стимул развивать и другие. Справедливости ради, замечу, что Мининфраструктуры уже анонсирует планы по модернизации нескольких региональных аэропортов.
Также стоит посмотреть в сторону отечественного судостроения и вагоностроения, которые могут сгенерировать десятки тысяч рабочих мест внутри страны и повлиять на сокращение логистических издержек бизнеса, связанных с потерями, несвоевременной доставкой грузов и прочими коллапсами. Необходимость строительства качественных автодорог также никто не отменял.
И если в случае с Hyperloop мы говорим обо всем этом с планами на 10 лет вперед, то развитие авиации, судостроения и вагоностроения - это действия, которые можно было предпринимать вчера, необходимо сделать сегодня, и они останутся актуальными даже завтра - чтобы наконец запустить экономику Украины.