Ярче всего этот слом знаменуется проявлениями в новых, часто неожиданных, нишах.

Рынок превращается в мarketplace

Самый громкий на сегодня вызов сложившейся парадигме бросает Ryanair — крупнейший лоукост-перевозчик в мире и крупнейшая европейская авиакомпания. Казалось бы, о чём беспокоиться компании, имея такие позиции, популярность и постоянно развивающуюся маршрутную сеть? Однако Ryanair решила не останавливаться на достигнутом и заявила о пересмотре своей стратегии по перевоплощению из авиакомпании в цифровой бизнес по продаже туристических услуг.

В компании планируется внедрение платформы MyRyanair, которая позволит оператору стать «Амазоном» на рынке тревел-услуг. Сама по себе претензия стать «Амазоном» в любой области ведения бизнеса — это уже заявка на слом существующей системы и стереотипов. Amazon продает всё, что выгодно продавать. И не важно, что в такой продаже лишь часть — собственный товар или контент Amazon, а всё остальное поступает от партнёров. Руководство этой компании, пожалуй, одним из первых в мире осознало, что будущее дистрибуции — за маркетплейсами, то есть за площадками, на которых продаются собственные и чужие товары, продаются правильно и предлагаются потребителю в нужное время, по выгодной цене и с возможностью доставки.

Ryanair также предполагает в течение ближайшего года построить платформу, на которой можно будет приобрести туристические и нетуристические услуги, гостиничные сервисы. Amadeus уже работает с лидерами электронной коммерции в области тревел-услуг. Это всемирно известные Expedia, Opodo, eDreams, а также региональные, такие как Tickets Travel Network, покрывающий Украину (TICKETS.UA), Россию, Польшу и другие страны нашего региона. И нам, конечно же, интересно наблюдать, как в этом направлении будет развиваться Ryanair. Следующим шагом авиаперевозчика станет адаптация новой платформы к потребностям различных рынков и желаниям самих путешественников. 

Ломать не строить?

Логическим шагом в развитии электронной коммерции будет расширение сегодняшнего спектра услуг и формирование мультипредложений. Это понимают игроки абсолютно всех рынков. Тем не менее значительными изменениями в данном направлении могут похвастать пока немногие.

Ведущий партнёр Amadeus, TICKETS.UA, предлагает оформить онлайн-страховку, продаёт внутренние и международные железнодорожные билеты... Кстати, TICKETS.UA был первым партнёром, успешно реализовавшим продажи Amadeus Content Rail&LCC в онлайне.

Отмечу, что в рамках своего решения Amadeus предложит тревел-индустрии возможность эффективной продажи глобального контента — такси и трансферов. Это наш маленький disruption, и он направлен скорее на развитие нашей ментальности. Ведь помимо авиабилетов, пассажиру можно предложить и дополнительные возможности. Например, заказать такси или приватный трансфер в Париже, Стамбуле, Москве или Барселоне. Давайте оценим, сколько клиентов, летящих за рубеж, воспользуются данной услугой? Думаю, уже сегодня это будет около 20%. И такая рыночная ниша сейчас свободна и легко заполняема! Предполагаю, что иногда доходность от продажи услуг такси и трансферов может быть равной доходности от продажи авиабилетов.

Точно так же можно предложить путешественнику и сервис по уходу за домашними питомцами, которых часто бывает не с кем оставить на период поездки, или страховку имущества на период отсутствия его владельца. 

Мои рекомендации украинским тревел-агентствам: нужно искать новые ниши, расширять спектр своих предложений и поддерживать коммуникации с клиентом. Amadeus же, со своей стороны, готова делиться решениями, которые помогают в реализации этих задач — новыми или уже успешно работающими в других странах.