До 1 августа Министерство инфраструктуры Украины должно было поместить на своем сайте проект новой Методики расчета ставок портовых сборов для взимания с валовой вместимости судов (с GТ судна). Этот вариант проекта Методики будет 4-м по счету за последние годы. Все предыдущие его варианты не содержали порядка (условий) взимания портовых сборов с GТ судна, а формулы расчета их ставок были разработаны без учета этих условий.
По предлагаемым разработчиками формулам, ставки всех портовых сборов рассчитываются на единицу валовой вместимости всех обслуживаемых в порту судов. Известно, что к обслуживаемым портами относятся все суда, заходящие в порты, так как всем судам обеспечивается безопасность судоходства в портовых водах, независимо от цели их захода в порт. Однако, согласно мировой практике, а также условиям взимания действующих ставок портовых сборов в Украине, далеко не все суда оплачивают «полную» их ставку, а некоторые суда вообще освобождаются от оплаты портовых сборов, что не учитывается в предложенных формулах их расчета. А формула для расчета ставки канального сбора за проход судами части канала – вообще ошибочна.
Поэтому ставки, рассчитанные по предложенным разработчиками формулам, будут представлять по каждому портовому сбору некую обезличенную удельную (на единицу 1 GТ судна) стоимость, которую нельзя рассматривать как ставку ни по одному из сборов. Получаемых ГП «АМПУ» доходов от таких «ставок» портовых сборов будет недостаточно для содержания и развития инфраструктуры морских портов, обеспечивающих безопасность судоходства в портовых водах и охрану окружающей среды. В то же время, портовые сборы, при отсутствии какой-либо финансовой помощи от государства, являются основным источником средств на указанные цели.
Непонятно, как разработчики рассматриваемых проектов Методики собираются пересчитывать действующие ставки всех портовых сборов для последующего их взимания только с 1 GТ судна, если действующим порядком (условиями) приказа Мининфраструктуры №316 такое не предусматривается. Например, при начислении причального, якорного и санитарного сборов, помимо параметров судов, учитывается также время стоянки судов в порту? А с некоторых судов причальный сбор взимается с количества перегруженного на судне груза. Не в этом ли заключается новизна представленных ранее на рассмотрение вариантов проекта новой Методики?
Так как переход на новый базис расчета ставок портовых сборов будет связан с необходимостью их дифференциации, в зависимости от специализации судов при сохранении различий ставок, от вида плавания (суда в заграничном плавании, в каботаже), то не может быть единой формулы для расчета ставок по каждому портовому сбору, как это предлагается разработчиками. Поэтому утверждение разработчиков проекта Методики, что рассчитанные ставки по предложенным ими формулам будут экономически обоснованными и, что именно методом "затраты плюс" "удастся осуществить перерасчет тарифов и, как следствие, повысить конкурентоспособность украинских портов на международном рынке транспортных услуг, сделать их более привлекательными среди грузовладельцев", необоснованно.
Необоснованно также и утверждение, что путем предоставления определенных скидок со ставок только некоторых портовых сборов можно привлечь в Украину дополнительные объемы транзитных грузов, и многое другое. Не выдерживает критики! Так, будто бы все затраты грузовладельцев при реализации своих товаров на мировом рынке через отечественные морские порты сводятся к оплате ими только портовых сборов, которые, в силу особенностей портового ценообразования, грузовладелец оплачивает не "напрямую", а опосредованно, через оплату фрахтовых ставок, учитывающих все затраты судна в порту. При этом, условиями договора на перевозку грузов между его участниками (грузовладельцами и судовладельцами) производится предварительное «уторговывание» (термин, применяемый в коммерческой эксплуатации судов) уровня фрахтовых ставок.
Считаю, что разработчики всех вариантов проекта Методики расчета ставок портовых сборов пошли по тупиковому пути и требуется внесение кардинальных изменений.