Начало текущего года прошло под аккомпанемент чиновничьих распрей вокруг УЗ. И с учетом событий последних дней, похоже, что междоусобная война МИУ с Кабмином находится только в начальной стадии. Судя по градусу конфронтации, нам предстоит услышать ещё много взаимных упреков, обвинений и сливов компромата.

Власть предержащие лица вместо того, чтобы сфокусироваться на решении действительно важных отраслевых вопросов и стратегии развития транспортной отрасли увязли во всесторонних обвинениях и обличениях в некомпетентности.

Но не железной дорогой единой живет транспортная система Украины. Мне, как человеку авиационному, представилось интересным проанализировать Национальную транспортную стратегию (НТС) в контексте перспектив развития авиационного сектора.

Чтобы интересующемуся человеку найти проект НТС на сайте Мининфраструктуры, для начала нужно догадаться переключить язык текста с украинского на английский. Только тогда в соответствующем разделе станет доступным прикрепленный файл, в котором содержится фундаментально важный для отрасли документ.

Я потрудился это сделать, и после внимательного прочтения проекта Стратегии мне стало понятно, почему он тщательно укрыт от посторонних глаз.

Со времени презентации НТС со стороны руководства МИУ не прозвучало критики в адрес разработчиков Стратегии, и это знак того, что, судя по всему, такой транспортный концепт совпадает с их видением развития отрасли.

Но отвечает ли представленный проект вызовам времени? И самое важное – может ли претендовать на статус Национальной транспортной стратегии ближайшего десятилетия?

Творцы Стратегии упоминают авиацию в тексте редко и отводят ей малую роль.

Постараюсь проанализировать только то, что уготовано авиации с 2020 по 2030 годы. Должен признаться, что задача оказалась довольно простой, поскольку творцы проекта Стратегии упоминают авиацию в тексте редко и отводят ей малую роль.

Впрочем, нет сомнения, что у разработчиков концепции, рекомендованных и представленных структурами ЕС, весьма солидный международный background, но при этом складывается ощущение, что они не "сориентировались на местности" или их не "сориентировали".

Содержание документа изобилует общими фразами и расхожими клише, но этим поверхностность Стратегии не ограничивается. Допущены и очевидные ошибки: в перечне 10 ведущих игроков авиационного рынка Украины на текущее время указаны Аэросвит, Донбассаэро и Львовские авиалинии. При этом первые две, уже несуществующие авиакомпании, указаны в списке первыми, как наиболее значимые участники рынка.

Одной строкой авиация упомянута в списке возможностей – перспектива подписания САП. Ни угроз, ни слабых сторон. Чем не идиллия?

Основываясь на таком видении текущей ситуации, проводится SWOT-анализ транспортной системы в целом, где авиация упомянута всего одной строкой в перечне сильных сторон. И этой стороной является удовлетворительный потенциал аэропорта Киев. Той же одной строкой авиация упомянута в списке возможностей – перспектива подписания САП. Ни угроз, ни слабых сторон. Чем не идиллия?

Общий SWOT-анализ дополняется секторальным. Впрочем, к авиации применяется инновационный подход. Ситуация анализируется в формате отсутствия каких-либо угроз. Действительно, стоит ли усложнять видение, если слабых сторон в авиационном секторе не существует? Поэтому и грузовые авиаперевозки упомянуты только одним предложением при всей очевидной необходимости уделять внимание развитию авиационных грузоперевозок в перспективе ближайшего десятилетия.

Не учитывает стратегия и положения Государственной целевой программы развития аэропортов до 2023 года. Как впрочем, и многое другое.

Всё это вызывает опасения, что в итоговой версии НТС предстанет целостной программой, определяющей видение и направление развития транспортной отрасли на период до 2030 года.

Как-то странно, что такой фундаментальный документ создают для нас иностранные эксперты. Почему бы МИУ не вовлечь в процесс создания Стратегии представителей экспертной среды и гражданского общества? От этого качество НТС только бы улучшилось.

Транспортную стратегию Украины должны создавать мы – её граждане, с привлечением иностранных экспертов. А сейчас это выглядит даже не наоборот.

Читайте также Вопросы без ответов: как обсуждали транспортную стратегию Украины