Морская антикоррупционная ассоциация (MACN) представляет собой уникальный форум для предприятий, которые могут внести свой вклад в искоренение коррупции в морской отрасли. MACN объединяет судовладельцев и других участников морской отрасли, включая грузовладельцев и поставщиков услуг, таких как морские агенты, P&I клубы и классификационные общества.

MACN была основана в 2011 году как ведущая в отрасли инициатива совместных действий. Объединяя более 160 компаний-участников, представляющих более 50 % мирового тоннажа, MACN обладает весомым голосом отрасли и стала одним из выдающихся примеров объединения усилий судовладельцев, предпринимающих ощутимые шаги по искоренению коррупции в портах. Работая в партнерстве с игроками рынка, правительствами и неправительственными организациями, MACN успешно справляется с коррупционными рисками, предпринимая конкретные действия в таких странах, как Нигерия, Индонезия, Египет, Индия, Украина и Аргентина. Инициативы MACN были положительно восприняты участниками и принесли ощутимые результаты, такие как устранение торговых барьеров, укрепление системы управления и существенное снижение уровня коррупции в морской торговле.

Общие сведения

Коррупционные риски в портах и в морском секторе приводят к увеличению торговых издержек, в частности, в странах с низким и средним уровнем доходов, где торговые издержки и без того самые высокие. В Украине такие риски широко распространены в разных отраслях внутри страны. Об этом свидетельствуют вызовы, с которыми члены MACN сталкиваются в морском секторе Украины, а также Индекс Восприятия Коррупции, который публикуется организацией Transparency International. В 2020 году Украина набрала 33 балла из 100 и заняла 117-е место из 180 стран по этому показателю. Результаты опроса членов MACN показывают, что Украина воспринимается как одна из самых сложных стран для судозаходов в Черноморском регионе.

Судоходная и портовая отрасль играют решающую роль в экономике Украины, которая зависит от экспорта сыпучих грузов на мировые рынки. Однако коррупция широко распространена в украинских портах, что замедляет экономический рост страны. По оценкам экспертов, в результате коррупции Украина ежегодно теряет десятки миллиардов долларов, и большую часть такой огромной суммы составляют потери из-за коррупции в судоходной и портовой отраслях Украины. Высокий уровень коррупции уже много лет является серьезной проблемой для страны и серьезным риском для инвесторов, что препятствует развитию морского бизнеса. Повышение операционной эффективности портов могло бы значительно улучшить экспортный потенциал и конкурентоспособность Украины, именно поэтому MACN стремится к Коллективным Действиям.

Коррупционные риски в портах являются обычным явлением и затрагивают как международных, так и национальных судовладельцев и операторов судов, суда которых заходят в Украину. В Украине судоходная отрасль часто сталкивается с коррупционными вызовами, связанными с оформлением судовой документации и проверками на борту судна во время судозаходов (например, вывоз отходов, откатка балластных вод). Большинство таких коррупционных вызовов представляют собой требования крупных незаконных денежных выплатах. Отклонение таких требований ведет к большим задержкам судов и угрозе штрафов за надуманное несоответствие законодательству. Исследования, проведенные украинскими общественными организациями, показали, что судоходные компании сталкиваются со значительными финансовыми расходами при ведении бизнеса в условиях такого повышенного риска.

В последние годы Украина приложила большие усилия для борьбы с коррупцией в нормативно-правовой сфере. Однако, до сегодняшнего дня нормативно-правовая база в украинском морском секторе не соблюдается в достаточной степени, и компании продолжают сталкиваться с коррупционными вызовами. 

В последние годы Украина приложила большие усилия для борьбы с коррупцией в нормативно-правовой сфере. Однако, до сегодняшнего дня нормативно-правовая база в украинском морском секторе не соблюдается в достаточной степени, и компании продолжают сталкиваться с коррупционными вызовами. Итак, Украина является одной из приоритетных стран для MACN для участия в Коллективных Действиях с целью повышения устойчивости и полного устранения коррупционных рисков в портах.

MACN в Украине

MACN впервые начала работать в украинском морском секторе в 2019 году и начала выстраивать отношения с основными заинтересованными сторонами для продвижения надлежащего управления и добросовестности в украинской морской производственно-сбытовой цепочке и портовом секторе. В рамках экспериментальных инициатив Коллективных Действий MACN, которые поддерживаются двумя фондами морской отрасли, которые расположены в Дании, в сентябре 2020 года MACN вместе со своим местным партнером, юридической фирмой "АНК", запустили работу Центра поддержки судовладельцев (англ. “MACN HelpDesk”), следуя тем же принципам, которые MACN применяет в других странах. Будучи местным партнером MACN, АНК оказывает поддержку компаниям-членам MACN и заинтересованным сторонам до и во время судозаходов, а также в случаях возникновения незаконных требований. Они предоставляют первичные оперативные консультации по соответствующей ситуации, взаимодействуя и передавая дела местным органам власти для рассмотрения. Центр поддержки судовладельцев помогает отдельным компаниям противостоять незаконным требованиям, позволить капитану судна сказать "нет" и дать компании возможность сообщать и устранять коррупционные риски через Центр поддержки, не опасаясь возмездия. Кроме того, на местном уровне MACN предпринимает усилия в коммуникации и повышении осведомленности об инициативе Коллективных Действий MACN, проводит оценку коррупционных рисков, связанных с вызовами в портах, и разрабатывает соответствующие инструменты обеспечения добросовестности для отрасли.

MACN видит большие перспективы для дальнейшего взаимодействия в Украине, используя некоторые примеры из других ключевых стран-партнеров. MACN полагает, что благодаря уже предпринятой экспериментальной деятельности у нее есть прочная основа, на которую можно опираться, чтобы достичь результата, то есть повышения устойчивости с целью полного устранения коррупционных рисков в морских портах посредством Коллективных Действий. ЕС и Дания сотрудничают в рамках более широкой антикоррупционной инициативы - Антикоррупционной инициативы Европейского Союза (EUACI), которая реализуется Министерством иностранных дел Дании. Эта программа способствует снижению уровня коррупции в Украине на национальном и местном уровнях за счет расширения прав и возможностей граждан, гражданского общества, бизнеса и государственных учреждений. На макроуровне мы считаем, что MACN и Антикоррупционная инициатива Европейского Союза работают над продвижением добросовестности, сокращением возможностей для коррупции и борьбой с коррупцией в государственных и частных учреждениях. Между двумя инициативами существует определенная степень взаимодополняемости и согласованности на высоком уровне. Таким образом, MACN рассчитывает на более активное взаимодействие в Украине через свою инициативу Коллективных Действий в морских портах, которая получает финансовую поддержку Министерства иностранных дел Дании.

Информация как ключевой инструмент

Одним из многих ключевых инструментов MACN для участников и отрасли является система анонимных сообщений об инцидентах. Система анонимных сообщений об инцидентах MACN позволяет заинтересованным сторонам в морской отрасли отправлять отчеты об инцидентах, когда судно сталкивается с коррумпированными требованиями во время портовых операций. Результаты анонимного сообщения об инцидентах позволяют членам MACN учиться друг у друга во избежание подобных инцидентов в их собственных операциях. MACN собрала более 45 000 сообщений о коррупционных требованиях по всему миру. MACN использует эти данные для анализа частоты инцидентов, что позволяет MACN направлять усилия на Коллективные Действия и взаимодействовать с правительствами. Это был успешный метод содействия конструктивному диалогу на встречах с правительствами и другими заинтересованными сторонами. Важно отметить, что сообщения являются анонимными и не позволяют идентифицировать информатора, и поэтому никто не может определить, кто отправил сообщение, и отчет не включает детали, которые могли бы идентифицировать суда или отдельных лиц (государственный или частный сектор).

Как указано в начале статьи, сообщения об инцидентах MACN для Украины показывают, что инциденты происходят в основном во время оформления судовой документации и проверок на борту судна во время судозаходов в украинские порты (например, вывоз отходов, откатка балластных вод). По мнению MACN, такие проблемы, с которыми сталкиваются суда во время инспекций с дальнейшим наложением штрафов не отражают каких-либо действующих в настоящее время на международном уровне требований безопасности или экологических норм, разработанных и принятых Международной морской организацией (IMO), важным государством-членом которой является Украина. MACN также считает, что принятие и применение усовершенствованного законодательства повысит репутацию Украины как страны, в которой легко вести бизнес, и обеспечит добросовестность администрации благодаря постоянной политической приверженности делу искоренения коррупции.

Таким образом, с учетом проводимых мероприятий и растущего интереса к сотрудничеству MACN с нетерпением ожидает взаимодействия с украинскими властями в повышении устойчивости к вызовам, с которыми сталкивается морская отрасль посредством диалога и Коллективных Действий.