На совещании у министра инфраструктуры Александра Кубракова, которое состоялось 7 июня 2021 года, мы рассмотрели ряд очень важных вопросов.
Прежде всего, это программа "Большое строительство в железнодорожном секторе". Мы уже полгода тому назад внесли предложение распространить "Большое строительство" с "Укравтодора" и на "Укрзализныцю". Это проект обновления парка грузовых, пассажирских вагонов и средств тяги.
Начать со списания старья и планирования закупок по годам. Начнут "дышать" вагоностроительные предприятия, которые сегодня умирают. В 2011 году их было 18, в прошлом году - 5, в этом году - только 2. И то они работают не на полную мощность.
Это даст рост ВВП – 2,3 %, с учетом эффекта мультипликации – 8%. Поступление в бюджеты всех уровней – свыше 31 млрд грн в год. Кроме того, 30 тыс. рабочих мест в смежных отраслях и 15 тыс. в вагоностроении.
По реакции Александра Кубракова было понятно - он хорошо ориентируется в вопросе. Что касается программы "Большое строительство в железнодорожном секторе", сказал, что эта идея ему очень близка, он прекрасно понимает экономическую выгоду от ее внедрения. Понимает, что эффективность там будет выше, чем в дорожном строительстве.
Потому что, во-первых, само железнодорожное хозяйство больше, чем автомобильное. Во-вторых, беда тут также больше. Очень много старых запущенных болячек, которые необходимо лечить.
Министр инфраструктуры подчеркнул: "Будем готовить постановление Кабмина, программные документы".
Второй вопрос - невыполненные поручения президента Украины, которые он сделал во время рабочего визита на ПАО "КВСЗ" 6 марта 2020 года. Министерству инфраструктуры и АО УЗ было поручено обеспечить ПАО "КВСЗ" заказ на закупку 90 пассажирских вагонов и 3 дизель-поездов.
По состоянию на 7 июня 2021 года поручения остаются невыполненными. При этом в Государственном бюджете Украины на 2021 год для "Укрзализныци" запланированы расходы на закупку 100 пассажирских вагонов.
С декабря 2019 года идет переговорный процесс между КВСЗ и УЗ о заключении мирового соглашения с сохранением объемов закупки дизель-поездов согласно контракту 2018 года. ПАО "КВСЗ" изготавливает 5 дизель-поездов за собственные средства. Состояние их производства следующее:
- второй поезд изготовлен и может быть отправлен УЗ;
- третий поезд проходит приемно-сдаточные испытания и уже в июне текущего года будет готов к отправке заказчику;
- четвертый поезд - завершение производства планируется в августе 2021 года;
То есть ПАО "КВСЗ" подтверждает: к 30-летию Независимости Украины мы готовы поставить в адрес "Укрзализныци" три новых дизель-поезда!
Это согласуется и с поручением президента Украины. Готовые поезда должны работать и приносить доход УЗ, а не стоять на заводе. Пятый и шестой поезда находятся в разной степени готовности, планируем завершить их сборку до конца 2021 года. Ведь закуплена комплектация, потрачены деньги.
Третий вопрос - перспективы развития пригородного транспорта Украины. На Форуме "Украина. 30" все заявили о проекте "Киев Сити Экспресс", а за ним о возможных аналогичных проектах "Сити Экспресс" в Харькове, Днепре, Запорожье и других городах. А что должно стать основой эксплуатационного парка? Износ поездов УЗ составляет более 95%. Они морально и физически устарели и превысили установленные сроки эксплуатации.
Никаких решений относительно поездов для "Сити Экспресса" нет. Не решены вопросы по перспективным пассажирским вагонам. Отсутствие научно-технической политики УЗ сдерживает движение вперед. Этот важнейший вопрос необходимо решать на уровне Мининфраструктуры.
При этом есть интересные предложения. Администрации Харьковского и Полтавского регионов предлагают создать пассажирскую компанию на условиях государственно-частного партнерства. Проект называется "Слобожанщина". И мы работаем с ними, ориентируясь на пожелания потенциальных партнеров с точки зрения конструкции подвижного состава, готовы участвовать в проекте как разработчики, создатели и поставщики его.
Проект "Слобожанщина" попадает в контекст проекта "Сити Экспресс," который обсуждался на форуме "Украина. 30". Об этом говорили президент Владимир Зеленский и другие в своих выступлениях 22-23 февраля текущего года.
Александр Кубраков пообещал, что запустит эти вопросы в работу.
По поводу закупки 100 пассажирских вагонов и дизель-поездов министр сказал: "По пассажирским вагонам за бюджетные деньги быстрее надо проводить переговорную процедуру, коль не состоялся тендер, подписывать контракт уже в этом месяце".
Говорил о том, что необходимо решать вопрос по дизель-поездам.
Отдельная тема совещания - тендер Харьковского метрополитена. Харьковский метрополитен отдал победу в тендере на поставку 8 поездов метро китайской компании только потому, что у них стоимость вагонов была незначительно дешевле, чем у нас. Но если посчитать эксплуатационные расходы, то уже через год китайское предложение будет дороже. А за 40 лет эксплуатации дополнительные расходы возрастают многократно.
Сейчас процесс заключения контракта с Китаем приостановлен. Тендер необходимо отменять и объявлять вновь. Другого варианта мы не видим, потому что в Харькове нарушили порядок его проведения. Нельзя также допустить, чтобы история повторилось во время проведения тендера по Киевскому метрополитену.
Министр согласился с нашими доводами. К сожалению, на сегодня у него пока нет заместителей по железнодорожному транспорту, по евроинтеграции, которые бы вели эти вопросы. Надеемся, их назначат в ближайшее время.
Мы благодарны министру инфраструктуры Александру Кубракову, который очень оперативно отреагировал на просьбу встретиться. Сегодня он выглядит, как человек, который хочет и настроен решать вопросы. Более того, они для него понятны.