The 20th century was about finance.
The 21st century should be about supply chains.
© Bloomberg
Стоимость компетенций в управлении цепочками поставок стремительно растет, будь то кадры или консалтинг. Несовершенство существующих моделей стало очевидным. На повестке дилемма: эффективность или устойчивость? Как оптимально контролировать расходы на перевозку?
Темпы изменений в морских цепочках за последние два года были выше, чем за последние двадцать лет. Природные катаклизмы, геополитическая напряженность между ведущими экономическими блоками и COVID-19 вывели события на море на первое место в деловой повестке дня. Эти факторы привели, к рекордному росту фрахта/затрат, задержкам поставок, колебаниям уровня запасов и сбоям в работе.
Вчера - морская цепочка поставок это статья расходов.
Сегодня - это риск-менеджмент и стабильность всей компании.
Завтра - придет понимание, что профессиональное управление цепочками поставок может создавать добавленную стоимость наравне с трейдингом.
"Любая компания, которая заявляет, что понимает свою цепочку поставок - врет!" - Джаррод Гентцель, директор Центра Транспорта и Логистики в MIT.
Цепочки поставок прошли долгий путь со времени первой промышленной революции. Они развивались на протяжении десятилетий, движимые глобализацией, изменяющейся динамикой рынка. Однако развитие управления было медленным и постепенным, часто ограниченным технологиями. Бизнес очень консервативный с большим количеством вовлеченных сторон. Но сегодня мы находимся на поворотном этапе в истории. Все более широко становится очевидным, что существует острая необходимость в поэтапном изменении того, как они должны функционировать.
То, что считалось перебоями раз в поколение, станет более частым явлением. В исследовании McKinsey, проведенном в 2020 году, прогнозировалось, что сбои, которые длятся дольше месяца, будут происходить каждые три-четыре года. Сегодня подобные изменения происходят куда чаще. Поскольку управление цепочкой поставок играет все более важную роль в бизнесе, требуется уделять особое внимание стратегическим приоритетам.
1. Устойчивость
Сегодня необходимо уделять приоритетное внимание устойчивости. Оптимизация расходов уходит на второй план. Для стратегических отраслей стабильность, вероятно, останется ключевым фактором при планировании. Для других, скорее всего, вернется в управление затратами. Но геополитический риск будет оставаться повышенным, по крайней мере, в течение следующего десятилетия.
2. Риск-менеджмент
Выстроить функционирующие системы контроля и мотивации, повышая эффективность и снижая риски злоупотреблений. Руководителю нужно стремиться сделать цепочки менее разрозненными и более активно сотрудничать с другими подразделениями в бизнесе, объединяя процессы и принятие решений.
3. Анализ
Избавиться от практики "интуитивного принятия решений". Использовать внутренние и внешние ресурсы для анализа. На сегодняшний день в мире становятся доступными все большие массивы данных для каждого из этапов организации морской цепочки поставок. Игнорирование может дорого стоить.
4. Технологии
Экономики быстро осваивают новые технологии, такие как автоматизация, AI и аналитика данных. Компаниям необходимо значительно инвестировать в технологии и кадры еще вчера. Эта новая и быстрая волна эволюции будет опираться на цифровую трансформацию.
5. Новые модели управления
Трансформировать управление, разрабатывать новые бизнес-модели, чтобы лучше справляться со сбоями. Привлекать сторонних экспертов, способных применять новые бизнес-практики. Компаниям потребуется преобразовать управление цепочкой поставок и отношения с контрагентами, чтобы сбалансировать устойчивость с оптимальностью затрат.
6. Партнеры
Вступать в переговоры как можно раньше, не дожидаясь движения рынка. Компании должны убедиться, что они работают с надежными партнерами (возможно региональными), которые могут идти в ногу с быстро развивающимися технологиями и стандартами. Также необходимо выбирать партнеров в зависимости от их способности понимать и принимать развивающиеся модели управления.
7. Прозрачность
Компаниям необходимо обеспечить максимально возможную прозрачность. Крупные и малые могут сотрудничать с профильными экспертами и консалтинговыми компаниями для улучшения внутренних процедур и анализа.
8. Правительства должны работать с профессиональными организациями, отраслевыми экспертами и университетами для повышения навыков управления среди сотрудников. Новые технологии и процессы могут быть внедрены только квалифицированными кадрами.
Главным доказательством смены парадигмы являются изменения крупнейших мировых цепочек поставок. Морские контейнерные линии выходят на сушу со своими сервисами, в то время как крупнейшие розничные сети IKEA, Walmart, Home Depot, Target фрахтуют собственный флот для перевозки контейнеров. С целью оптимизации контейнеры перевозят на боксовых балкерах и кейпсайзах. Coca Cola зафиксировала 3 хендисайза для перевозки собственной продукции в рамках политики борьбы с простоями в портах и растущими ставками фрахта.
Некоторые аналитики ожидают, что узкие места исчезнут и фрахт снизится по мере того, как разрешится проблема с COVID-19, а мировая экономика восстановится. Другие предполагают, что более высокие фрахтовые расходы являются признаком более глубоких проблем денежно-кредитного и налогово-бюджетного стимулирования, опережающих возможности предложения. По крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе очень высокие расходы на морские перевозки будут продолжать оказывать давление на прибыльность бизнеса.