"Укрзализныця" разработала и утвердила Концепцию (прогноз) работы с парком локомотивов УЗ до 2033 года (далее - Концепция 2033). Это базовый стратегический документ, который позволяет компании планировать работу локомотивного хозяйства на долгосрочный период. Кроме того, это первый в своем роде "долгий" документ по содержанию локомотивного хозяйства, ведь до сих пор ремонт тягового подвижного состава работал по принципу планирования на год, в рамках финансового плана компании.
Наследие: критическая изношенность парка локомотивов
В Украине тяговый парк на сегодня находится в критическом состоянии. Его износ составляет более 90%. Износ электровозов составляет 94,4%, тепловозов - 98,3%. Из общего инвентарного парка локомотивов лишь 190 единиц (или 5,3%) моложе 25 лет. Напомню, что в инвентарном парке компании находится более 1,6 тыс. электровозов и почти 2 тыс. тепловозов.
Причин такому историческому износу несколько, но в конечном итоге основная - отсутствие концепции и систематическое недофинансирование обновления локомотивного парка УЗ. Если говорить начистоту, то главные задачи сейчас - сохранить и улучшить то, что есть на сегодня, и модернизировать парк до европейского уровня.
Для этого мы должны проработать план максимального сохранения и оптимизации текущего парка, обновить его с учетом потребности и постепенно внедрить новые технологии.
Ремонт, модернияция и новые технологии
И тут подходим к ключевому вопросу: так для чего создана Концепция?
- Определить прогноз потребности в выполнении капитальных ремонтов и модернизации парка локомотивов (до 2 тыс. локомотивов).
- Определить прогноз потребности закупки новых локомотивов (около 300 локомотивов).
- Комплексно оптимизировать парк локомотивов с постепенным уменьшением серийности.
- Перейти на сервисное обслуживание новых локомотивов;
Естественно, что все расчеты Концепции 2033 были проведены с учетом ряда прогнозов: постепенный рост объемов перевозок до докризисного уровня (+2% ежегодно) и электрификации железной дороги, списания в связи с истечением срока службы и техническим состоянием локомотивов и т. д.
Если говорить просто, то в Концепции 2033 для каждого локомотива определенной серии проработан четкий и конкретный план действий до 2033 года.
Для примера, возьмем магистральные грузовые тепловозы. На сегодня в УЗ имеющийся парк этих локомотивов в 3 раза превышает фактическую потребность. Кроме того, парк имеет многосерийность, а именно в хозяйстве УЗ 8 серий тепловозов, что усложняет ремонт и увеличивает эксплуатационные расходы на его содержание.
До 2033 года УЗ должна снизить свои расходы путем унификации серийности тепловозов и оптимизировать номенклатуру запасных частей и материалов для их ремонта. Кроме того, до 2033 года будет произведен капитальный ремонт с модернизацией отдельных узлов 160 магистральных тепловозов, еще 50 тепловозов пройдут отдельные виды ремонтов. Таким образом, на улучшение оперирования магистральных грузовых тепловозов должно быть направлено в общем до 7 млрд грн.
К слову, общий прогноз стоимости реализации проекта составляет до 90 млрд грн. Это средства, которые исторически УЗ, казалось бы, сэкономила за счет рентабельности и прибильности, но де-факто создавала критический внутренний долг.
Что касается новых локомотивов, то до 2033 года УЗ должна будет закупить 315 единиц нового тягового подвижного состава с учетем их локализации на уровне 35-55%.
Эффект мультипликации = поддержка экономики Украины и повышение еффективности работы УЗ
В результате реализации Концепции 2033 "Укрзализныця" даст украинской экономике четкую програму розвития ж/д промышленности, рабочие места и получит улучшение продуктивности каждого локомотива (как пассажирского, так и грузового), оптимизацию технологии перевозочного процесса в целом и сокращение операционных трат на содержание парка.
Кроме того, в итоге парк локомотивов будет унифицирован, а запас номенклатуры запчастей и материалов для ремонтов будет унифицирован и удешевлен.
И самое главное - с помощью спланированного улучшения мы сможем сохранить наши кадры и улучшить условия работы для них.