Известно, что Китай сильно отличается от всего остального мира. Он отличен своей культурой, политикой, экономикой и т.д. Люди этой страны имеют настолько специфическую повседневную рутину, своеобразные привычки и ценности, что человек, выросший не в Китае, зачастую теряется и даже нередко воспринимает многие ситуации в обиду. Китайцы не здороваются за руку, да и вообще могут не здороваться при встрече с вами. При разговоре они постоянно нарушают шумовой порог, к которому мы так привыкли на западе. Мы настолько привыкли к своим стандартам "культурности", что пребывание в КНР и сотрудничество с китайскими предприятиями может вызвать самый настоящий "культурный шок" и не в самом его приятном проявлении.
К примеру, работая в Китае, только спустя некоторое время я смог абстрагироваться от своих собственных привычек и понял, что "другое" - не значит плохо. Конечно же, это "другое" в полном образе выразилось на системе государственного управления и инструментах стратегического развития страны, о чем я и хотел бы рассказать.
Принятие стратегических решений ложится на плечи 7 человек высшей ступени центрального правительства.
Уже традиционно в Китайской Народной Республике правительство четко определяет направление развития страны, стимулируя те или иные отрасли с помощью государственных программ, грантов, беспроцентных кредитов. Было решено, что данные стратегические инструменты будут определяться каждые 5 лет в результате правительственных съездов по программе "Пятилетки Развития". Примечательно, что глобальное направление развития страны, корректировка направлений финансовых потоков разрабатывается на уровне центрального правительства, в частности, принятие стратегических решений ложится на плечи 7 человек высшей ступени центрального правительства. По определенным стратегическим направлениям начинается процесс выбора и создания ключевых проектов "пятилетки", которые продвигаются на соответствующие правительственные съезды.
Каждая провинция выдвигает проекты "пятилетки" на рассмотрение центрального правительства.
Съезды начинаются децентрализовано, на уровне крупных городов и муниципалитетов, далее идет провинциальный уровень - в результате чего каждая провинция выдвигает проекты "пятилетки" на рассмотрение центрального правительства. В итоге, принятые в "пятилетку" проекты публикуются и стартуют, имея полное содействие и поддержку со стороны провинциальной администрации.
Корпорация, которую я возглавляю, также принимала участие в выдвижении проекта, авиапромышленного проекта – успешно – проект получил поддержку государства. И вот мой взгляд изнутри.
Подготовка проекта. Подготовка к подаче и включению проекта в "тринадцатую пятилетку" развития КНР невероятно сложна и трудоемка. Процесс включает многочисленные консультационные, исследовательские и аудиторские услуги, которые по правилам процедуры могут быть выполнены только определенными государственными компаниями. Затраты на данную процедуру очень высокие. Мы предоставили отчеты, начиная с анализа рынка и рентабельности проекта, вплоть до отчетов о транспортных развилках и влиянии на окружающую среду. На этап подготовки всех отчетов наша компания потратила около $3 млн.
Скорость. Подготовку нашего проекта к "тринадцатой пятилетке" мы начали в феврале 2015 года. Проект был принят в ряд ключевых проектов "пятилетки" лишь в мае 2016 года.
Коррупция. Вот еще одна особенность Китая. В КНР за коррупцию очень строго наказывают. Вплоть до смертной казни. Все это потому, что Китай понимает, что, имея высокий уровень коррупции и такое большое население страны, это приведет не только к деградации экономики, но и может угрожать целостности страны как таковой. Осознавая, что эти два фактора и есть ключевые для достижения национального успеха, Китай держит уздечки коррупции очень жестко.
Китай понимает, что, имея высокий уровень коррупции и такое большое население страны, это приведет не только к деградации экономики, но и может угрожать целостности страны как таковой.
Финансирование. Финансирование проектов тесно сплетается с разделами "подготовки" и "скорости". После принятия ключевого проекта в ряды "пятилетки", снова начинается этап подготовки, но уже подготовки к началу финансирования. Существуют государственные требования к фреймворку процессов финансирования за пределы КНР. Что касается "скорости", тут все зависит от масштаба проекта и очередности которой придерживается Комитет по Реформам и Развитию Китая (NDRC).
Пройдя все этапы, проект может получить поддержку государства. Что это значит?
Поддержка государства – это гарантированные, и не малые инвестиции (правильнее сказать, кредитование под очень низкую процентную ставку) в бизнес-проект, это всяческое содействие со стороны всех ветвей власти и на всех уровнях – правительство, провинция, город. Это строительство и предоставление всей необходимой инфраструктуры. Одним словом – это высокие шансы на успешную реализацию проекта.