Вопрос развития украинского авиационного рынка остается одним из самых главных у действующего Правительства. В силу сложившихся новых экономических реалий в стране, панацеей для повышения доступности авиаперевозок принято считать приход зарубежных лоукостов. Министерство инфраструктуры выступает в этом вопросе главной движущей силой, лоббирует на всех уровнях подписание договора о Свободном авиационном пространстве, проводит встречи с представителями лоукост-авиакомпаний, а также выступило с заявлением о работе над программой стимулирования выхода на украинский рынок новых авиакомпаний.

С моей точки зрения это очень нужные и правильные инициативы, но стоит ли только ими ограничиваться?! Ведь существует еще целый ряд проблемных моментов, от которых напрямую зависит жизнеспособность модели работы лоукостов в Украине.

 Одним из таких вопросов является государственное регулирование минимального бесплатного набора услуг, которые должна предоставлять авиакомпания для пассажиров. Ответственность за этот вопрос лежит как раз на Министерстве инфраструктуры и подведомственной Госавиаслужбе.

С одной стороны низкая цена билетов лоукостов достигается минимальными расходами на организацию всей работы компании, а также минимальным набором бесплатных услуг для пассажиров на всех этапах путешествия, начиная от бронирования билета и заканчивая получением багажа в аэропорту прибытия. С другой стороны, государство стоит на страже гарантирования минимального уровня бесплатного сервиса для своих граждан во время полетов на своей территории. Следовательно, в погоне за снижением себестоимости авиаперевозок для своих граждан, государство должно идти на ряд ослаблений в требованиях к уровню минимального сервиса авиаперевозчиков.

В Украине компромисс достигнут в очень интересном формате: авиакомпании делают вид, что действующие правила на них не распространяются, а авиационные власти делают вид, что все авиакомпании чтут букву закона. Пассажиры, в свою очередь, воспринимают шаткий мир, как новую рыночную реальность. При этом потенциальные новые перевозчики и инвесторы для нашего рынка рассматривают эту ситуацию как дополнительные риски для своей деятельности в Украине.

Действующие правила перевозок пассажиров и багажа в Украине содержатся в приказе Министерства инфраструктуры от 30.11.2012 № 735. Первым пунктом этого приказа определено, что эти правила распространяются как на украинские, так и международные авиаперевозчики, которые выполняют полеты в аэропорты Украины. В последующих пунктах определены требования о бесплатном предоставлении прохладительных напитков на борту самолета, бесплатной норме зарегистрированного багажа и ручной клади, а также стандарты обслуживания в аэропорту. На этом моменте возникают двойные стандарты в применении норм приказа, поскольку де факто авиационные власти Украины применяют их только к украинским авиакомпаниям. При этом иностранные авиакомпаний  используют правила перевозок своих стран регистраций. Что это значит на практике: авиакомпания Fly Dubai может продавать свои билеты, которые не предусматривают бесплатного провоза багажа, при этом украинская авиакомпания на том же направлении обязана предоставить пассажиру минимум 15 кг бесплатного провоза багажа (либо 1 место до 23 кг в зависимости от применяемой весовой концепции на маршруте), которые требуют наши правила. Таким образом, украинские авиационные власти ставят в заведомо проигрышные рыночные условия свои авиакомпании, поскольку бесплатная норма багажа влечет за собой увеличение использования топлива и менее эффективное использование грузовых отсеков воздушных суден, а значит и удорожание минимальной стоимости билетов для пассажиров.

Такая ситуация является неприемлемой и требует вмешательства Министерства инфраструктуры. Вариантов решений может быть два.

  1. Принципиальная позиция авиационных властей Украины в трактовке правил перевозок пассажиров и багажа для всех авиакомпаний независимо от страны регистрации. Например, авиационные власти Бразилии или стран Западной Африки обязывают все авиакомпании, которые продают билеты на их территории предоставлять для пассажиров дальнемагистральных рейсов бесплатно возможность зарегистрировать два чемодана по 32 кг в эконом-классе. В Японии эта норма для дальнемагистральных рейсов составляет 2 чемодана по 23 кг для всех пассажиров эконом-класса.
  2. Адаптация законодательства согласно мировым тенденциям рынка авиационных перевозок.

С моей точки зрения, наиболее приемлемым должен стать второй вариант, когда авиационные власти Украины делают акцент не только на разработку всяческих экономических мотивационных составляющих для новых перевозчиков, но и совершенствуют национальное законодательство согласно тенденциям мирового рынка, что даст возможность легального функционировать разным бизнес моделям. Это касается и бесплатной нормы провоза багажа, и провоза ручной клади (не редко встречаются случаи, когда лоукосты взымают дополнительную плату за провоз ручной клади или пакетов с продукцией магазинов беспошлинной торговли), регистрации и упрощения прохождения других формальностей в аэропорту, которые стали неотъемлемой частью продукта авиакомпании и залогом ее рентабельного функционирования.

На свободном рынке авиакомпания сама должна решать, какой уровень сервиса предоставлять пассажиру, как себя выгодно позиционировать и как выживать  на очень конкурентом авиационном рынке.