Проблемы, которые возникают у бизнеса при взаимодействии с экологами обсуждаются с разной остротой на всех публичных площадках. Особенно тема обострилась с появлением слухов о якобы совместных проверках Экоинспекции и АМПУ в портах. Что же происходит на самом деле? АМПУ отвечает за акваторию всех портов страны, а значит в этом процессе, как и во всех других, будет отстаивать интересы государства в рамках своих полномочий.

Мы поддерживаем упрощение природоохранного законодательства в части проведения радиологического контроля в портах отныне силами Таможенной службы Украины, которое было принято в начале сентября. В то же время, вопросы контроля экологической безопасности в акватории портов далеки от окончательного урегулирования.

С одной стороны, Администрация морских портов Украины, владеет максимальным объемом информации для выявления, анализа причин, а также техническими средствами для ликвидации последствий загрязнений в портах. Мы знаем, кто и с какими грузами в данный момент работает в акватории, проводим регулярный мониторинг состояния морской воды. В конечном итоге именно АМПУ направляет специализированные суда для устранения загрязнений и несем соответствующие расходы. Здесь все понятно и регламентировано законом.

С другой стороны, четко прописанного порядка выявления нарушений природоохранного законодательства не существует, что и порождает неоднозначную ситуацию.

Специалисты АМПУ по экологической безопасности, в соответствии со своими должностными обязанностями, несколько раз в день проводят обследования территории и акватории портов с целью выявления наличия загрязнений. Если загрязнение выявлено, мы обязаны проинформировать представителей Экологической инспекции. Мы также настаиваем на том, что при фиксации наличия загрязнения представителями Экоинспекции должны присутствовать наши сотрудники, представители администрации судна и морского агента. Это позволит нам максимально оперативно получать информацию о возможных причинах загрязнения и своевременно предпринимать меры по его локализации и ликвидации. Кроме того, присутствие представителей АМПУ должно способствовать минимизации возможных злоупотреблений и предупреждению возникновения спорных ситуаций между представителями инспекции и бизнеса. Можно ли это назвать «совместными проверками»? Конечно, нет, эти слухи беспочвенны. За рамки своих полномочий АМПУ выходить не будет.

Действия экологов в портах должны укладываться в простую и понятную логику. Если судно не нарушает украинское природоохранное законодательство и соответствующие международные нормы, оно не должно сталкиваться с необоснованным давлением со стороны контролирующих органов. Если же наносится вред нашей акватории – виновные должны нести за это ответственность и компенсировать нанесенный ущерб.

Что необходимо сделать, чтобы, наконец, снять все вопросы в части проведения экологических проверок в портах? На мой взгляд, для решения существующих проблем на государственном уровне необходимо максимально оперативно завершить разработку нескольких основополагающих документов. Это позволит сделать систему выявления загрязнений, подтверждения их наличия и расчета ущерба максимально прозрачной и понятной как для бизнеса, так и для государственных органов.

Речь идет о трех документах. Первый – это порядок взаимодействия Администрации морских портов Украины и Государственной экологической инспекции по обеспечению соблюдения природоохранного законодательства в случае выявления случаев сброса судами загрязняющих веществ в акватории порта. Этот порядок должен снять все вопросы по поводу того, кто и в каком формате участвует в процессе выявления загрязнения и проведения проверки, а также учесть все возможные антикоррупционные составляющие. Второй -  порядок взятия и проведения анализа проб. Необходимо понимать, кто и каким образом имеет право брать пробы для подтверждения загрязнения и оценки его масштабов. С чем эти пробы необходимо сравнивать, какие лаборатории имеют право проводить анализ. Третье -  это положение о расчете и возмещения ущерба, нанесенного в случае загрязнения с судов территориальных и внутренних вод Украины. Размеры штрафов должны быть четко обоснованными, соответствовать тому ущербу, который нанесен окружающей среде, и не вызывать вопросов у бизнеса, судовладельцев и международных организаций.

По каждому из этих документов АМПУ уже внесла свои предложения, которые, на наш взгляд, соответствуют основным задачам – обеспечению прозрачности, защите интересов государства и бизнеса, а также противодействию коррупции. Кроме того, наши предложения разработаны в соответствии с действующей нормативной базой. А значит, в случае принятия, эти порядки могут начать действовать в портах в ближайшее время.