Как стало известно, Укрзализныця инициирует повышение тарифов на ж/д перевозки с 1 февраля 2015г. Путем повышения тарифов, Укрзализныця намеревается компенсировать падение объемов перевозки, рост цен на потребляемую продукцию и увеличившиеся из-за роста курса доллара платежи по кредитам в валюте.
И действительно, грузоперевозки падают – за январь-октябрь снижение составило 8,8% г/г. Цены на основные потребляемые товары растут: дизельное топливо с начала года подорожало более чем на 60%, газ – на 30%, электроэнергия – на 16%, прочие товары тоже дорожают. Кроме того, тарифы на прочие виды транспорта – авто, река, море – привязаны к доллару, и, как правило, компенсировали, как минимум, снижение курса гривны. Тарифы Укрзализныци в 2014г были повышены лишь единожды - на 12,5% летом текущего года.
Однако, есть и другая сторона медали. Увеличение тарифов приведет либо к повышению стоимости перевозимых товаров, либо к снижению доходности грузоотправителей. Кроме того, для каждого из видов грузов влияние индексации тарифов будет разным.
Например, для щебня доля транспортной составляющей - 37%, и рост тарифов на 30% увеличит стоимость щебня на 11%. При этом, для более дорогих товаров, таких как нефть или бензин, повышение тарифов будет практически незаметным – доля ж/д транспорта в их стоимости составляет 0,1% и 0,01% соответственно. Таким образом, рост тарифов для продуктов нефтяной группы будет практически незаметен (менее десятой доли процента). Так же, из-за снижения курса гривны, легче всего перенести индексацию железнодорожных тарифов будет экспортоориентированным отраслям. Хуже всего повышение тарифов переживут дешевые товары, в цене которых транспортная составляющая высокая (10-50%).