Сегодня этих машин уже пять. И у нас есть первые результаты. Они в большинстве своем подтверждают наши ожидания. Уже сейчас мы можем выделить 5 основных причин, почему электромобили в крупном бизнесе, это уже не прихоть и не имидж, а – прагматичный шаг. Мы их назвали "Принцип пяти "Э".
Экономия
Все наши расчеты, которые легли в программу поэтапного отказа от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания говорили нам о колоссальный прямой экономии. По базовым просчетам, которые проводились независимо от автоимпортера, но практически полностью совпадают с цифрами производителей, за 5 лет на одном автомобиле мы сэкономим более 500 тыс. грн. С учетом темпов роста цен на углеводородное топливо эта цифра продолжает расти. Из них 30 тыс. грн – прямая экономия на техобслуживании. Только через 5 лет мы сможем оценить непрямые экономические показатели. Например – расходы на ремонт и комплектующие. Банальный факт: электромобиль состоит меньшего количества деталей, чем традиционное авто. Целые системы отсутствуют и не требуют обслуживания.
Экология
Вопрос экологии в Украине всегда отодвигался на второй план. И здесь работает пресловутый украинский принцип: "Чому бідні?". Автотранспорт один из основных источников загрязнения воздуха в городах. После неконтролируемого потока б/у-шных дизельных авто из европейских стран-соседей, этот вопрос особенно болезнен. Не секрет, что Великобритания и Франция к 2040 году, Германия – к 2030 году, а Норвегия уже через 5-7 лет полностью запретят продажу машин с ДВС. Это логичный шаг, к которому придет и Украина. Не стоит думать, что мы будем исключением, и что через несколько лет нам не придется подписать очередную директиву ЕС, которая сделает это требование обязательным.
Энергонезависимость
75-80% дизтоплива, бензинов и сжиженного газа импортируются в Украину. За 10 месяцев 2017 г. за рубеж уплыло ок. 3,3 млрд грн. При этом, сырье из которого производятся львиная доля завозимых в Украину нефтепродуктов – российские нефть и газ. В то время, как электроэнергия производится в Украине, в большей доле из украинского топлива. Потенциал отрасли, в том числе и темпы развития зеленой энергетики позволяют рассчитывать на существенный рост генерации в ближайшие годы.
Эволюция
EV – это будущее, которое уже наступило. Отмахиваться от закономерного процесса развития технологий – вопиющая бессмыслица. Сейчас сложно представить этот день, о котором мечтает каждый предприниматель, но очень скоро он сможет отказаться от закупки топливных карт и талонов, содержания целых отделов, курирующих обеспечение нефтепродуктами автопарка. Ему уже не потребуется баснословных вложений в мониторинг целевого использования топлив. Он сможет доверять и ни в чем не подозревать своих сотрудников. Электроэнергию не унести в канистре – и это ее безупречное преимущество.
Эмоция
Еще до того, как первый Ioniq приехал в автопарк компании, мы проводили тест-драйвы того небольшого числа доступных марок электромобилей в Украине. Уже тогда мы столкнулись с очередями сотрудников, желающих попробовать "порулить" на электрической тяге. Когда же в сентябре в системе обслуживания персонала появилась возможность заказать электромобиль вместо обычной машины, спрос зашкалил. Электромобиль не оставляет равнодушным. Есть большой интерес и очень сильный потребительский запрос на машину, которая не палит сотни литров бензина.
Сдерживающими факторами остаются: зарядная инфраструктура, запас хода и выбор моделей. Быстро зарядится – практически негде. Поэтому пока мы можем заменять только автомобили, служащие разъездным городским транспортом. В Украине АЗК быстро достигли и во многом перегнали европейских коллег по уровню сервиса, качества и доступности. Надеюсь, столь же стремительными темпами в Украине будут появляться и скоростные зарядные станции для EV. Запас хода будет расти, как и будут появляться новые модели EV. Уже в следующем году, на украинский рынок поступят электрокары с запасом хода свыше 300 км. Это обещает Renault. Удивлять намерены и корейские производители. С развитием рынка и цены этих авто будут снижаться.