В начале 2017 года министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил, что Украина владеет долей порта Лотос, который расположен во Вьетнаме на реке Сайгон на расстоянии 43 миль от места ее впадения в Южно-Китайское море. Тогда же выяснилось, что группа бывших работников ГСК "Черноморское морское пароходство" осуществляла представительство Украины в правлении совместного предприятия не совсем в государственных интересах. Поэтому была проведена работа по изменению состава украинских представителей в совете правления - контроль над украинским портовым активом в Азии был возвращен. Были анонсированы дивиденды, рассматривался вариант продажи 38% корпоративных прав, принадлежащих украинской стороне.

Пока же на официальной странице порта Лотос отмечается, что предприятие является первым во Вьетнаме СП в портовой отрасли, а международным партнером является именно Украина в лице госпредприятия "ЧМП Бласко".

Были ли получены заявленные дивиденды, и как все же планирует распорядиться с заморским портовым активом МИУ - в блиц-интервью ЦТС рассказал заместитель министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань.

BN1R7654   Виктор Довгань

Ранее сообщалось, что МИУ должно определиться до 2020 года относительно того, продавать Украине свою долю порта или участвовать в его развитии. Принято ли уже соответствующее решение? Если да, то какое именно?

Сейчас вопрос продажи иностранного актива в виде корпоративных прав на долю в уставном капитале совместного украинского-вьетнамского предприятия "Лотос" не является предметом для обсуждения.

После восстановления контроля над указанным активом, украинский участник - Государственная судоходная компания "Черноморское морское пароходство" при всесторонней поддержке Министерства инфраструктуры Украины осуществляет мероприятия по анализу деятельности СП "Лотос" в предыдущие годы с целью определения стратегии участия в развитии совместного предприятия.

Каковы планы по развитию порта с украинской стороны?

Украина заинтересована в развитии международного партнерства в морской отрасли. Поэтому сейчас изучается вопрос о возможности использования портовой инфраструктуры СП "Лотос" в качестве логистического центра для выхода продукции украинского производства на восточные рынки. Это обусловлено и крайне благоприятными условиями расположения порта - предприятие находится в устье реки Сайгон, которая впадает в Южно-Китайское море, что открывает удобные пути сообщения с глобальными восточными центрами бизнес активности - Сингапуром и Гонконгом.

На сегодняшний день порт занимает первое место во Вьетнаме по объемам перевалки автомобильной техники. Также на территории порта обеспечены условия хранения скоропортящихся продуктов в условиях тропического климата.

Развитие предприятия может осуществляться двумя путями: наращиванием имеющихся мощностей или освоением прилегающих территорий и строительством на них новых площадок и инфраструктуры для осуществления транспортной обработки грузов различного типа, что повысит конкурентоспособность совместного предприятия.

Вы говорили, что рядом с Лотосом есть участок площадью 2 га, где можно строить новый порт. Ведется ли работа в этом направлении?

В 2018 году после 34-го ежегодного заседания совета правления СП "Лотос", в котором я принимал участие, украинская делегация провела рабочую встречу с мэром города Хошимин, в ходе которой были обсуждены вопросы предоставления в долгосрочную аренду прилегающей к порту территории. Цель - освоение этой территории совместным предприятием путем строительства дополнительной контейнерной площадки и причальной стенки.

123Схема порта

Сумма дивидендов для Украины от деятельности порта за 2012-2016 гг., по вашим словам, составляла 250 тыс. долларов. Получила ли Украина их в полном объеме?

На 34-м совете правления, который проходил с 22 по 24 апреля 2018 года было принято решение о переводе на счета ГСК "ЧМП" недополученных в 2012-2016 годах дивидендов в общем размере около 250 тыс. долларов США. Указанные средства были получены ГСК "ЧМП" в месячный срок.

Владимир Омелян заявлял, что за 2017 год украинская сторона должна была получить еще 140 тыс. долларов дивидендов. Поступили ли эти средства?

Указанные средства также поступили на счета ГСК "ЧМП в полном объеме, а именно 140 796 долларов США, согласно решению совета правления, принятого на основании финансового аудита СП "Лотос" за 2017 год.

Какова чистая прибыль порта по итогам 2018 года? Какую сумму дивидендов должна получить Украиа за прошлый год?

В соответствии с положениями устава СП "Лотос", чистая прибыль порта за год определяется на основании независимого годового финансового аудита хозяйственной деятельности предприятия и распределяется на основании решения совета правления. Именно совет правления решает, какая часть чистой прибыли направляется на реинвестирование, а какая распределяется между учредителями.

Финансовый аудит проводится в марте-апреле года, следующего за отчетным, то есть на сегодняшний день, к сожалению, точные количественные показатели отсутствуют. Однако анализ тенденций развития порта дает основания считать, что чистая прибыль по итогам 2018 года вырастет. Но остается вопрос о направлении части прибыли на реинвестирование. Такие инвестиции позволят в дальнейшем повысить конкурентоспособность предприятия.

6

Есть ли другие зарубежные активы предприятий, подчиненных МИУ, по которым ведется работа или получены выплаты за прошлый год?

Вообще, если касаться темы ЧМП, стоит отметить, что в советское время указанное предприятие приносило до 10% всей валютной выручки СССР. Неудивительно, что такое предприятие в ходе своей хозяйственной деятельности вело активную инвестиционную политику и накапливало у себя значительные иностранные активы в виде объектов недвижимости, корпоративных прав, другого имущества. Сейчас Министерством инфраструктуры Украины и руководством ГСК "ЧМП", при поддержке Министерства иностранных дел Украины, Министерства внутренних дел Украины и НАБУ ведется активная работа по поиску и восстановлению прав собственности над некогда утраченным имуществом.

Читайте также Затерянный порт: Как Украина распорядится активом во Вьетнаме