В апреле 2020 года президент Украины Владимир Зеленский выступил с идеей создания национальной авиакомпании. По словам главы государства, это должен быть перевозчик "на уровне Turkish Airlines или Singapore Airlines", причем, такая авиакомпания должна обеспечить заказами украинского производителя самолетов ГП "Антонов". В частности, АНы предполагалось задействовать для внутренних авиаперевозок. Да и в целом, риторика вокруг создания новой авиакомпании велась преимущественно в контексте развития перелетов внутри Украины.

В августе 2021 года стало известно, что к работе над проектом создания национального авиаперевозчика привлекли французскую консалтинговую компанию Aerogestion. Уже тогда многие эксперты заподозрили, что французы могут порекомендовать для новой авиакомпании свои же французские самолеты. Догадки усилились, когда в сентябре министру инфраструктуры Украины был представлен Airbus A220-300. Как заявил тогда вице-президент Airbus по Центральной и Северной Европе Кимон Сотиропулос, данное семейство вместе с А321 рассматриваются как наиболее перспективные для украинского рынка. "A220 и A321 - это самое лучшее решение для стран с такой географией и сезонностью, как у Украины. А220 имеет правильные параметры, чтобы покрыть как внутренние рейсы, так и рейсы в Европу, Азию, на Ближний Восток", - отмечал он во время презентации.

И вот сегодня в аэропорту Борисполь между Министерством инфраструктуры Украины и концерном Airbus был подписан меморандум о сотрудничестве по созданию национальной авиакомпании Украины. А за полчаса до этого президент Украины Владимир Зеленский даже озвучил название нового перевозчика - Ukrainian National Airlines (UNA).

Что же на данный момент известно об авиакомпании?

Начало полетов

Как сообщил консультант Aerogestion Патрис Фазье, старт полетов запланирован на 2022 год. Для начала рейсы будут осуществляться по двум внутренним направлениям. В 2023 году внутренних маршрутов должно стать уже 8. Это количество, согласно планам, должно сохраниться до 2026 года.

В 2023-м за год на 8 внутренних направлениях должны будут осуществляться 7 тыс. перелетов.

Также с 2022 года компания должна будет стартовать с международными полетами. Это будут среднемагистральные маршруты и их будет 14.

Расширение сети

В 2023-2026 гг. новый перевозчик должен будет сформировать международную среднемагистральную сеть полетов по 37 маршрутам. Ожидается, что в 2026 году эта сеть будет представлена более чем 15 тыс. перелетов в год.

В 2023 году должно начаться обслуживание дальнемагистральных международных рейсов. Стартовать здесь будут с 1 направления. До 2026 года сеть дальнемагистральных рейсов намерены расширить до 5.

Учитывая заявленную необходимость сертификации флота со стороны FAA, вероятно, планируемые дальнемагистральные направления включают Северную Америку.

Флот

Согласно презентации Aerogestion, флот нового перевозчика будет включать как узкофюзеляжные, так и широкофюзеляжные лайнеры. Также планируется использование турбовинтовых самолетов.

Узкофюзеляжные самолеты должны быть рассчитаны на перевозку 150-180 пассажиров, турбовинтовые - до 70 человек, широкофюзеляжные - в компоновке на 300-330 мест.

В 2022 году планируют начать с 3-5 самолетов, к 2023 году - увеличить флот до 7-11 ВС, в 2024 - 12-17 самолетов. Дальше больше: в 2025 году - 15-17 самолетов, в 2026 году - до 20 лайнеров.

Какие именно самолеты будут закупаться, официально не заявляли. Но, как уже было сказано, был подписан меморандум с Airbus. После чего уже упомянутый Кимон Сотиропулос заявил: "Начиная создавать нового перевозчика, вы сразу можете инвестировать в новые технологии".

Вопрос, перепадет ли при таком раскладе что-то из заказов ГП "Антонов", пока остается открытым. Но в МИУ говорят, что продукцию отечественного предприятия пока со счетов не сбрасывают.  "От идеи использования самолетов "Антонова" никто не отказывается. Вопрос того, каким будет флот, еще изучается. Но предложения консультантов говорят о наличии соответствующего запроса на разные виды самолетов, от региональных до дальнемагистральных. Несмотря на то, что сегодня был подписан меморандум с Airbus, это еще не означает окончательный выбор (поставщика ВС - ЦТС). Он будет зависеть от коммерческих условий, которые получит Украина", - прокомментировала советник министра Александра Азархина.

Цена вопроса

По данным Патриса Фазье, в первый год работы бюджет авиакомпании составит 96 млн евро. Во второй год - 50-60 млн евро.

Со стороны Украинского государства на создание национального авиаперевозчика в 2021 году предусмотрено бюджетное финансирование на уровне 0,5 млрд грн. Потребность на 2022 год в Министерстве инфраструктуры оценивают еще в 2,5 млрд грн. Как видим, даже этой суммы, если она будет выделена, недостаточно, чтобы обеспечить бюджет перевозчика на первоначальном этапе.

Соответственно, откуда будут брать деньги на недешевое удовольствие по созданию авиакомпании, да еще и с таким размахом, четкого ответа пока никто не дал.

"Что касается дополнительного финансирования и финансирования в партнерстве, сейчас изучаются различные механизмы. Учитывая, что новосозданная компания будет акционерным обществом, вхождение акционеров также изучается", - сообщила Азархина, отвечая на вопросы журналистов об источниках финансирования, помимо анонсированных 3 млрд из госбюджета.

Не лоукостер

Неделю назад представитель Aerogestion уже информировал, что пока консультанты еще не определились с бизнес-моделью новой авиакомпании, однако это точно не будет лоукостер.

"Мы еще не финализировали варианты национального перевозчика. Я не думаю, что он сможет быть конкурентом лоукостерам. Так что это явно будет не лоукостер. Это будет более гибридная авиакомпания. Мы пока не можем сказать, какую нишу займет новый перевозчик, но это будет, скорее, обычная авиакомпания", - заявил Фазье.

При этом, по его словам, гибридная бизнес-модель нового перевозчика будет включать в том числе практики лоукост-авиакомпаний: "Здесь важна гибкость, то есть способность как можно более понизить стоимость билетов, чтобы сделать их доступными и перенять лучшие практики современных лоукостеров".

Читайте также "Открытое небо" с ЕС: договор подписан. Что это даст Украине?