Балкер Mineral Edo - судно типа Newcastlemax грузоподъёмностью более 200 тысяч тонн - впервые спущено на воду в этом году. Первый же рейс судна после выхода из судостроительной верфи был в Украину. Mineral Edo в августе доставил в порт Южный из Канады (Ванкувер) 174 тысячи тонн коксующегося угля для холдинга "Метинвест". Сырье было выгружено на рейде, а затем отправлено в Мариуполь судами с осадкой, позволяющей зайти в порт на Азовском море.

Впрочем, самое интересное началось потом. На Mineral Edo погрузили железорудный концентрат для китайских клиентов холдинга. С этой погрузкой связан новый всеукраинский рекорд по количеству груза, погруженного на борт судна. 30 августа впервые в истории морских портов нашей страны у причала № 6 морского порта «Южный» в течение всего трех суток на теплоход было погружено 203 тысяч 590 тонн железорудного концентрата на осадку 18,5 метров.

При этом интенсивность погрузки составила 60 тысяч 38 тонн в сутки. Добиваться такой погрузки стало возможным после проведения дноуглубительных работ в акватории порта Южный. Теперь осадка там позволяет принимать суда типа Newcastlemax грузоподъёмностью более 200 тысяч тонн и ставить новые рекорды погрузки. 

Читайте также Знакомьтесь, Newcastlemax. В чем выгода работы с крупнотоннажным флотом в украинских портах

Mineral Edo – это второе судно класса Newcastlemax, посетившее украинский порт. Первым было FAKARAVА, на которое в мае удалось погрузить200,4 тысяч тонн железорудного концентрата непосредственно у причальной стенки всего лишь за 4 суток. При этом средняя норма погрузки на двух терминалах (сначала на ТИС-Уголь, а затем у 5-го причала ГСК «МТПЮ»)  составляла 50 тысяч тонн в сутки.

Первое судно класса Newcastlemax, посетившее украинский порт - FAKARAVА

Mineral Edo, как и FAKARAVА, имеет длину 300 метров, ширину – 50 метров, но его грузоподъемность на тысячу тон больше и составляет 207,2 тонн.

Newcastlemax – относительно новое слово в мировом cудостроении. Название судов такого типа произошло от одного из крупнейших в мире угольных портов – австралийского глубоководного порта Ньюкасл. В основном суда этого типа работают в регионе Австралия-Китай-Япония-Бразилия-Европа-США-Канада, используются для перевозки железорудного сырья и угля. В Европу, например, суда типа Newcastlemax возят уголь и руду из Австралии и Бразилии в Роттердам. В черноморском регионе принимать таких гигантов были способны только порты Румынии и Турции. Сегодня эти страны потеснила Украина как новый игрок.

Цена технологий: Mineral Edo в Канаде загрузили за 3 суток. Разгрузка в Украине шла более двух недель

Для Украины увеличение размеров судовых партий и ориентация экспортных товаров на рынки Юго-Восточной Азии открывает дополнительные конкурентные возможности грузовладельцам и фрахтователям, а экономия на логистических издержках за счет использования крупнотоннажного флота делает это направление одним из ключевых трендов для развития портового бизнеса на фоне снижения цен на мировых рынках.

Варианты погрузки

Глубоководные причала необходимы для приема подобных судов с импортными грузами, например с углем. При этом, в Украине мало причалов с глубинами, позволяющими принимать  суда с осадкой 18,5-19,5 метров, а перевалка грузов на рейде занимает много времени и несет грузовладельцам дополнительные финансовые затраты. 

Существует только два глубоководных причала в акватории порта Южный, на которых можно грузить такие суда до полной осадки. "Не хватает причалов для отгрузки экспортных грузов судами класса Capesize: таких всего два на ГП Южный МТП, а нужны еще на ТИСе и в Ильичевском порту, чтобы не выходить на рейд для дозагрузки", - рассказывает порталу ЦТС представитель крупного грузоотправителя.

Mineral Edo в Канаде загрузили за 3 суток. Разгрузка в Украине шла более двух недель

Из существующих на сегодня вариантов погрузки навалочных грузов, таких как уголь и ЖРС,  ставка делалась в основном на терминалы, расположенные в акватории порта Южный: судно либо полностью загружалось на глубоководном терминале ГП “Южный МТП», либо забирало часть груза на терминале ТИС-уголь и догружалась до полной осадки на причалах ГП "Южный МТП". Третий вариант предусматривал погрузку на ГП "Ильичевский МТП" с дозагрузкой на рейде – но такой вариант использовался нечасто из-за высокой стоимости рейдовой перевалки, роста затрат на фрахт и других факторов. Для минимизации этих затрат сейчас прорабатывается дополнительный четвертый вариант погрузки: ГП "Ильичевский МТП" + ГП "Южный МТП". В частности, предполагается начало погрузки на первом и втором причалах ГП "Ильичевский МТП", а окончание на 5-6 причалах ГП "Южный МТП".

"Эти варианты требуют дополнительной проработки, но это лучше и дешевле для грузоотправителя чем догружать на рейде. Таким образом, можно равномерно загружать и Южный и Ильичевск и ТИС, всем хватит работы – а грузоотправитель сможет более гибко формировать свои логистические цепочки. обработка судна у одного причала без рейдовых работ и без перешвартовок между причалами даже в одной акватории - это наиболее быстрый и соответственно выгодный для грузоотправителя вариант", - рассказывает старший консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев, добавляя при этом, что подобная схема может эффективно работать как для экспортных поставок ЖРС так и для импорта энергетического и коксующихся угля в Украину.