31 октября "Укрпошта" впервые отправила свои грузы на самолете Ан-124 "Руслан". На борту было 125 тысяч посылок, а рейс был выполнен в сотрудничестве с авиакомпанией Windrose. Национальный почтовый оператор анонсировал зимнюю регулярную экспортную программу и еженедельные прямые рейсы в Соединенные Штаты.

ЦТС поговорил с директором департамента международных операций АО "Укрпошта" Юлией Павленко, чтобы выяснить, зачем понадобился именно самолет "Авиалиний Антонова", какие почтовые отправления везут в США и со сколькими авиакомпаниями сотрудничает оператор.

 

Павленко Юлія, Укрпошта  

Почему было принято решение использовать для перевозки почты именно Ан-124 "Руслан"? 

Мы начали нашу чартерную программу с таким красивым решением - украинская компания на украинском самолете везет украинский экспорт в мир. Это была производственная необходимость. Наш постоянно действующий самолет немного задержался, и нам нужно было взять сразу несколько самолетов, чтобы выполнить объем отправлений, поэтому мы решили взять "Руслан" - и это сработало. То, что полетело "Русланом", это полуторанедельный объем отправок. Еженедельно мы отправляем в США около 30 тонн посылок, но у нас посылки объемные, и если говорить об объемном весе - то это все 60 тонн.

Пример с "Русланом" для нас был важен потому, что мы хотели показать, что мы можем оперировать разными объемами грузов. Сейчас речь не идет о постоянном использовании "Русланов" для перевозки почты. Однако, если нужно, то мы даже "Руслан" можем зафрахтовать. 

Сейчас речь не идет о постоянном использовании "Русланов" для перевозки почты. 

На сколько процентов был заполнен рейс Ан-124? 

Мы максимально использовали всю полезную площадь, все 650 кубометров, которые были заявлены на самолете. Мы старались максимально качественно "упаковать" самолет, потому что, когда мы говорим о чартерной программе, то оплата идет не за килограмм груза, а за борт, и чем качественнее мы сделаем свою работу с точки зрения загрузки, тем более рациональной будет логистика. Нам помогал "Аэрохендлинг" - служба наземного обслуживания в аэропорту Борисполь, которая очень качественно сделала свою работу. Я лично присутствовала на погрузке, она длилась 17 часов. 

"Укрпошта" будет что-то везти назад этим бортом? 

Нет. "Руслан" выполняет много международных рейсов. Он не возвращается в Украину.

Как будет организовано взаимодействие "Укрпошты" и Windrose в рамках нового сотрудничества? Это будут самолеты Windrose, или авиакомпания просто будет заниматься фрахтом?

На этот счет необходим комментарий Windrose (ЦТС обратился за комментарием к авиаперевозчику, но пока не получил ответ), но я могу прокомментировать нашу базовую стратегию. Когда у нас появилась постоянная необходимость делать чартерные перевозки из Украины по всему миру, мы собирали предложения огромного количества авиакомпаний, как внутренних, так и международных. И предложение Windrose оказалось самым лучшим. 

Будет ли "Укрпошта" в рамках этого проекта возить что-либо из США в Украину?

Тут важно понимать, как устроена наша логистика в рамках Всемирного почтового союза. Украина отвечает за экспортную деятельность, а импорт мы только встречаем в Борисполе, на границе во Львове, морские контейнеры в Одессе. В импорте наша ответственность - это только последняя миля, то есть доставка отправлений из пункта таможенного контроля до получателя. В США есть свой национальный оператор - USPS. USPS, точно так же, как и мы, использует чартерную программу, которая летит в европейские хабы, и уже тот, кто встречает эти рейсы в Европе, подгружает почту на стыковочные рейсы, в том числе в Украину.

Если бы у нас был отдельный проект с частным оператором в США, тогда мы могли бы говорить об обратной загрузке этого борта. 

Расскажите о дальнейших планах сотрудничества с авиакомпаниями. 

Ранее мы отправляли почту только пассажирскими рейсами. Ежедневно 30-50 рейсов "Укрпошта" подгружала по разным направлениям. Когда случился локдаун, "Укрпошта" начала использовать грузовые авиалинии (например, Turkish Airlines, "Элерон") и наземное сообщение с другими странами, из которых почта отправлялась авиатранспортом. Логистика во время кризиса осень сильно изменилась.

Сегодня пассажиры радуются открытию некоторых рейсов в другие страны, но надо понимать, что не все авиакомпании сертифицированы на работу с почтой. Сегодня у нас есть 14 авиаконтрактов, мы работаем непосредственно с авиакомпаниями, работы с экспедиционными агентами, фрахтовыми компаниями у нас нет. К этим 14 авиакомпаниям мы в ближайшее время добавим еще несколько, договоры находятся на стадии подписания.

Если же повторится полное закрытие пассажирского авиасообщения, мы снова вернемся к исключительно грузовым перевозкам через уже существующих партнеров. 

Сегодня у нас есть 14 авиаконтрактов... К этим 14 авиакомпаниям мы в ближайшее время добавим еще несколько, договоры находятся на стадии подписания.

Что отправляют в США из Украины? 

В категории fashion - одежда, украшения, свадебные платья и аксессуары, товары для детей, для домашних питомцев. Детские товары - игрушки, игрушечные домики, различный хендмейд. Дерево: подставки для мобильных телефонов, ноутбуков, деревянные кегли и даже деревянные обои. Много стеклянных изделий: бокалы, витражи, зеркала. Различные специфические изделия - от аксессуаров для музыкальных инструментов до произведений искусства. Мебель, текстиль. Товары для дома и хозяйства. Ювелирные украшения. Мы даже с USAID запустили "сериал" о том, как торговать на Amazon и Etsy.

Важно отметить, что мы активно развиваем экспортное направление. В мире много почт во время кризиса приняли решение либо остановить деятельность по доставке международных отправлений, либо существенно поднять тариф. Мы же в этом году инвестировали более 100 млн грн в поддержку экспортных мощностей, почти не меняя тарифную политику. 

Читайте также Авиация во время пандемии COVID-19: главные тренды отрасли