12 октября между Украиной и Европейским Союзом было подписано долгожданное Соглашение о совместном авиационном пространстве. Его заключению предшествовали годы подготовки и устранения препятствий, в том числе напрямую не зависевших от Украины (например, территориальный спор между Великобританией и Испанией вокруг Гибралтара). Понятно, что само по себе подписание документа не означает автоматического претворения в жизнь всех предусмотренных им норм, ведь Украине еще предстоит длительный процесс ратификации положений документа и внесение изменений в законодательство. Несмотря на это, рынок уже отреагировал анонсами новых рейсов лоукостеров (Wizz Air, Vueling) и планами по базированию в Украине части флота (Wizz Air, Ryanair).

Стратегическим выбором для Украины является система авиационных правил ЕС, исторически сформировавшихся под эгидой международных организаций, членом которых является и наша страна. Мы уже писали о том, чего ожидают от Соглашения участники рынка и эксперты. В этом материале мы решили детализировать, что именно ждет украинское небо в ближайшем будущем. Разобраться в этом помогли в Госавиаслужбе. На вопросы ЦТС ответил первый заместитель главы службы Сергей Коршук.

korshuk_1  

Что изменится для пассажиров благодаря подписанию Соглашения о совместном авиапространстве Украины и ЕС?

Соглашение приведет к усилению конкуренции на рынке воздушных перевозок и может оказать положительное влияние на снижение цен на билеты и повышение качества обслуживания пассажиров. Относительно количества маршрутов, решения об их открытии или закрытии принимаются авиаперевозчиками самостоятельно на основании оценки коммерческой целесообразности эксплуатации каждого маршрута.

Станет ли пассажирам проще получать компенсации за отмененные или задержанные рейсы?

В этом контексте украинские правовые нормы уже соответствуют европейским. В 2004 году Европарламент и Совет ЕС приняли Регламент 261 об общих правилах компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в перевозке, отмене или значительной задержке рейсов. Этот документ, в частности, установил право пассажиров на европейских рейсах получать компенсацию фиксированной суммой 250, 400 или 600 евро в случае отмены перелета. В 2010 году своим приказом Госавиаслужба ввела аналогичные правила в украинские правовые реалии. Они были закреплены и в новом Воздушном кодексе Украины, и во всех последующих редакциях правил, включая действующие Авиационные правила Украины ("Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа", утвержденные приказом ГАСУ от 26 ноября 2018 года).

Известно, что с подписанием Соглашения правительства Украины и стран ЕС больше не будут давать назначения на тот или иной маршрут. Таким образом, основным препятствием для открытия рейса авиакомпании может стать отсутствие слотов в аэропортах. Повлияет ли Соглашение на возможность украинских авиакомпаний получать слоты в аэропортах ЕС?

Действительно, украинские авиаперевозчики очень часто сталкивались с проблемой получения слотов в крупных европейских аэропортах-хабах (Париж, Амстердам и т.п.). Одним из основных принципов Соглашения (что указано в преамбуле документа и статье 22) является то, что доступ авиаперевозчиков к инфраструктуре воздушного транспорта, включая доступ в аэропорты, должен быть прозрачным и недискриминационным, особенно в случаях, когда такая инфраструктура ограничена.

Кроме того, Украина будет иметь возможность участвовать в работе Комитета по распределению слотов ЕС в качестве наблюдателя. 

Когда произойдет полная ратификация Соглашения?

Соглашение подлежит ратификации или утверждению подписывающими сторонами (Украиной и ЕС) в соответствии с их собственными процедурами. Относительно сроков, когда соглашение начнет применяться, - фактически, Украина и ЕС договорились временно или в зависимости от обстоятельств применять Соглашение в соответствии с их внутренними процедурами или национальным законодательством с первого дня месяца, следующего за датой последней ноты, в которой стороны сообщат друг другу об окончании соответствующих внутренних процедур.

Так что спрогнозировать четкие сроки ратификации Соглашения и его вступления в действие, к сожалению, невозможно. 

Подписание Соглашения - это только начало процесса. После этого Украине придется адаптировать к европейскому законодательству около 200 законодательных и других документов. Какие самые важные из них?

Украина должна имплементировать в свое законодательство требования законодательства ЕС в сфере безопасности полетов, авиационной безопасности, организации воздушного движения, защиты окружающей среды, защиты прав потребителей, социальных аспектов. Некоторые из них наша страна уже имплементировала. Однако предстоит еще много работы. 

Сколько времени на это уйдет?

Мы не можем говорить о четких временных рамках, поскольку в Соглашении не фиксируется продолжительность каждого переходного периода. Фактически, Украина по готовности будет информировать Еврокомиссию о необходимости проведения оценки или стандартизационной проверки своего законодательства, после чего ЕС будет принимать решение о переходе к следующему этапу. 

Отобразится ли подписание Соглашения на безопасности полетов и организации воздушного движения?

Позитивным моментом Соглашения является то, что Украина примет участие в работе EASA как наблюдатель.

В целом же в сфере безопасности полетов и организации воздушного движения кардинальных перемен не произойдет. Так, например, начиная с 2004 года Украина является равноправным членом "Евроконтроля", аэронавигационная система нашей страны является частью общеевропейской, все наши внутренние процедуры соответствуют европейским правилам. Подтверждением тому является, в частности, сертификат EASA о соответствии функционирования провайдера и сервисов, отвечающих стандартам Евросоюза.

Украина давно начала процесс перестройки и перехода системы гражданской авиации на европейские нормы в ключевых направлениях, таких как выполнение полетов (OPS), летная пригодность (AIR), аэронавигационное обслуживание (ANS), аэродромы и наземное оборудование (AGA), выдача свидетельств персонала (PEL) и т. д. По результатам окончательного отчета Координационной миссии Международной организации гражданской авиации по валидации (ICVM) Украина имеет высокий уровень имплементации стандартов в организации управления и контроля безопасности полетов. На сегодняшний день показатель эффективной имплементации (EI) нашей страны составляет 78,16%, что выше среднеевропейского уровня и значительно выше среднемирового. 

Что изменится в системе аэропортовых сборов?

Украина всегда руководствовалась международными принципами, в том числе заложенными в статье 24 Соглашения о САП "Сборы за пользование аэропортовыми и авиационными средствами и услугами". Таким образом, значительные изменения в подходах и принципах определения сборов не предусматриваются. 

В украинских авиакомпаниях говорят, что для них подписание Соглашения, по сути, ничего не изменит к лучшему, а наоборот, усилит конкуренцию с иностранными перевозчиками. Так ли это?

С одной стороны, приход новых иностранных авиаперевозчиков и наращивание ими объемов перевозок может обеспечить пассажирам более удобное по сравнению с украинскими перевозчиками расписание в прямом и трансферном сообщении, что теоретически может привести к вытеснению с рынка украинских авиакомпаний.

С другой стороны, мировая практика показывает, что результатом Соглашения станет увеличение пассажиро- и грузопотоков через аэропорты, увеличение количества рейсов мировых лидеров. Увеличение пассажиропотока и развитие транзитной модели через украинские аэропорты позволит украинским перевозчикам решить вопрос наполнения бортов за счет транзитных пассажиров.

Не считаете ли вы, что украинские перевозчики нуждаются в определенной протекции (отмена НДС на внутренние рейсы, снижение акциза на топливо)? Ведь те же европейские государства оказывают существенную поддержку своим авиакомпаниям.

Сегодня на рассмотрении в Верховной Раде Украины находится проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о содействии развитию внутренних перевозок авиационным транспортом" №2425, которым предусмотрено отнесение услуг по внутренним перевозкам пассажиров и/или груза авиационным транспортом к операциям, подлежащим налогообложению по нулевой ставке НДС. 

Смогут ли украинские авиакомпании совершать перелеты внутри ЕС? Когда?

После инкорпорирования Украиной в национальное законодательство всех требований и стандартов законодательства ЕС, изложенных в Приложении I к Соглашению, авиаперевозчики Украины будут вправе пользоваться неограниченными коммерческими правами при осуществлении перевозок между любыми пунктами в ЕС, промежуточными пунктами на территории партнеров Европейской политики соседства и стран ЕСАА , а также в странах, указанных в Приложении V к Соглашению (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария). Но для этого нужно будет, чтобы полет был частью перевозки, обслуживающей пункт в Украине. К примеру, это может быть перевозка по маршруту Киев-Париж-Амстердам-Париж-Киев. 

Смогут ли украинские перевозчики делать бизнес в ЕС, предоставляя свои провозные мощности европейским перевозчикам в различных формах коммерческого сотрудничества?

В соответствии со статьей 22 Соглашения "Коммерческие возможности" стороны договорились присоединиться к взаимному процессу устранения препятствий для ведения бизнеса, с которыми сталкиваются коммерческие эксплуатанты (авиакомпании) обеих сторон, если такие преграды будут возникать. В случае необходимости, для этого должен быть создан Совместный комитет, в который фактически смогут войти как государственные регуляторы, так и представители авиабизнеса (например, в качестве советников). Совместный комитет должен будет разработать порядок налаживания сотрудничества и мониторить преодоление препятствий, с которыми сталкиваются эксплуатанты.

Среди прочего предполагается:

- предоставление авиакомпаниям Украины и ЕС права свободно заключать между собой маркетинговые соглашения, включая соглашения по предоставлению блока кресел и совместном использовании кодов (кодшеринге). Также соответствующие соглашения авиакомпании смогут заключать с перевозчиком, совершающим перевозку наземным или морским транспортом;

- открытие доступа к рынку наземного обслуживания в аэропортах, включая предоставление права на самообслуживание;

- возможность использования авиакомпаниями воздушных судов с экипажем или без него по соглашению о лизинге, заключенному с любым авиаперевозчиком. 

Мы говорим об "открытом небе" в основном в контексте пассажирских перевозок. А что от Соглашения получат грузовые перевозчики, почтовые компании?

Действие Соглашения аналогичным образом распространяется как на воздушные перевозки пассажиров, так и на транспортировку грузов и почты. 

Какой макроэкономический эффект Соглашение о совместном авиапространстве обеспечит Украине в ближайшие десятилетия?

Совместное авиационное пространство с ЕС имеет ряд глобальных преимуществ для Украины.

1. Повышение эффективности использования аэропортов, в особенности региональных.

2. Совершенствование методов управления авиакомпаниями. Усиление конкуренции приведет к необходимости сокращать затраты и внедрять новые, более надежные методы управления. Кроме того, интеграция Украины в европейские авиационные структуры позволит упростить некоторые процедуры для украинских авиакомпаний.

3. Улучшение качества услуг авиакомпаний.

4. Снижение цены авиаперевозок.

5. Развитие транзитного потенциала. В частности, присоединение Украины к САП дает больше возможностей для развития транзита через аэропорт Борисполь. Развитие хаба позволит национальным компаниям воспользоваться преимуществами загрузки самолетов трансферными пассажиропотоками.

6. Рост объемов сборов провайдера аэронавигационных услуг ("Украэроруха").

7. Улучшение имиджа страны и повышение уровня доверия. Не последним аргументом в пользу САП является укрепление авторитета Украины на политической арене. Соглашение позволит улучшить инвестиционный климат, укрепить сотрудничество с донорами и международными финансовыми учреждениями, будет стимулировать вовлечение частного сектора в развитие отрасли в целом.

Читайте также Мы верим в успех региональных аэропортов в Украине, - интервью с СЕО Egis Group Лораном Жерменом