В первой части интервью Василий Клат рассказал о работе и задачах "Мариупольавтодора", финансировании городской инфраструктуры и планах по обновлению трамвайного парка. В продолжение разговора с ЦТС он поведал, среди прочего, о коммунальных автобусах, 210 маршрутках, электронных табло на остановках и простаивающем аэропорте.

viber image3  

Троллейбусный парк

КП "Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление" владеет 49 троллейбусами. Они также (как и трамваи. - ЦТС) старенькие. За эти два года мы немного обновили парк. В 2016 году закупили 13 троллейбусов MAN, которые до этого ездили в немецком городе Золинген.

После этого купили 11 новых низкопольных троллейбусов "Днепр Т-103" производства "Южмаш". Этот проект финансировался из разных источников. Четыре троллейбуса мы покупали за деньги Европейского Союза. Это был грант, направленный на помощь жителями микрорайона Восточный, пострадавшим от обстрелов. По условиям, половину денег выделял Евросоюз, половину - город. На сэкономленные деньги мы купили пятый троллейбус и вышку для обслуживания сети. Затем в прошлом году Донецкая ОГА купила для Мариуполя 6 троллейбусов и передала их городу. Таким образом, мы поменяли 11 троллейбусов.

То есть из 49 троллейбусов 24 единицы находятся в хорошем состоянии, еще несколько единиц - 1990-х и 2000-х годов. Порядка 12 троллейбусов подлежат списанию. Я уже говорил, что мы работаем с ЕБРР, чтобы приобрести 72 новых троллейбуса.

Сейчас выпуск в рабочее время составляет 36 троллейбусов. После реализации этого проекта и списания непригодных троллейбусов наш парк превысит 100 единиц, а выпуск увеличится - до 70 единиц. В следующем году рассчитываем завершить обновление троллейбусного парка.

Один из троллейбусов MAN, которые раньше работали в немецком Золингене.

Троллейбусы с автономным ходом

Недавно я ездил в Чехию, в города Пльзень и Прага, где наблюдал троллейбусы с автономным ходом Škoda Solaris в действии. Прага в свое время отказалась от этого вида транспорта и отдала предпочтение трамваям. Сейчас у них 1200 дизельных автобусов. К 2025 году, по требованию ЕС, они должны вывести их из эксплуатации. Поэтому они сейчас активно развивают троллейбусный транспорт.

Электробусы пока что являются несовершенными в технологическом плане. Мало кто представляет, как с ними работать в большом автопарке. Представьте себе, что только в Праге нужно за ночь зарядить 1200 электробусов. Это нереально в нынешних условиях. Троллейбусы с автономным ходом являются хорошей альтернативой дизельным и электрическим автобусам. Иногда такие троллейбусы называют электробусом с динамической подзарядкой, поскольку он заряжается от контактной сети в процессе движения.

В рамках сотрудничества с ЕБРР мы предложили закупить 15 троллейбусов с автономным ходом и запустить в Мариуполе 1-2 пробных маршрута в тех местах, где нет контактной сети. Думаю, летом следующего года они появятся.

Троллейбусная сеть

Также есть планы заменить до 10 км контактной сети, вместе с заменой опор. Новых линий пока не собираемся строить. Недавно мы завершили многолетний проект по прокладке 2-километровой линии от автостанции АС-2 до ТРЦ "ПортCity". Опоры были установлены года 4 назад, а провода натянули только в этом году. Сейчас на этом участке идут пусконаладочные работы. Думаю, к осени запустим обновленный маршрут.

В коммунальной собственности насчитывается 18 автобусов ПАЗ, которые планируют заменить на новые машины.

Коммунальные автобусы

В коммунальной собственности находится два типа автобусов. Первый - это автобусы ПАЗ, их насчитывается 18 единиц. Они, в основном, обслуживают поселки на окраине города. Честно говоря, они изжили свой срок. Другой тип - более вместительные автобусы. Среди них 8 автобусов МАЗ, которые городу подарила группа "Метинвест".

Когда мы пришли, то осуществили две закупки: 15 новых низкопольных автобусов МАЗ вместительностью 100 мест и 14 автобусов средней вместимости на 72 места. Еще 63 автобуса мы намерены закупить в сотрудничестве с IFC. Из них 15 единиц будут сочлененными. Автобусы ПАЗ будут списаны. Думаю, что к концу следующего года все аварийные автобусы будут выведены из эксплуатации.

Маршрутки

В 2008 году количество маршруток в Мариуполе достигало 400 единиц на линии. Сегодня выпуск составляет 210 единиц в сутки, это в рабочий день. Сегодня в городе ощущается дефицит транспорта, особенно в часы-пик. К тому же, в Мариуполе есть такие улочки, куда большой автобус не сможет заехать. Поэтому пока мы не можем сказать, что маршрутки полностью исчезнут из города. Но мы будем следить, чтобы на линию не выходили маршрутки в аварийном состоянии.

8 новых автобусов МАЗ городу передал "Метинвест".

Электронные табло на остановках

В прошлом году мы начали устанавливать на остановках общественного транспорта электронные табло. В том году было установлено 26 штук, в этом - планируем столько же. Уже закупили табло, сейчас идет процесс установки. Электронные табло устанавливаем на основных маршрутах - № 15 и № 12 (автобусные и троллейбусные). Это самые важные и протяженные маршруты в городе.

Портал "Мартранс"

Когда наша команда начала работать, мы столкнулись с большой проблемой - невозможностью отследить работу городского транспорта. Поэтому мы задумались над внедрением новой онлайн-системы. Мы начали изучать этот вопрос и нашли литовскую компанию Mirakas и ее программный продукт PIКAS. Он состоит из четырех частей: расписание, GPS, составление нарядов, техобслуживание и ремонт.

На его базе весной прошлого года запустили систему "Мартранс". С ее помощью пассажиры могут наблюдать передвижение городского транспорта и при необходимости выстроить маршрут для поездки из одной точки в другую. Вначале мы установили GPS-трекеры на весь коммунальный транспорт, затем заставили сделать то же самое частников, но уже за их деньги. Сейчас весь городской транспорт в Мариуполе оснащен GPS-трекерами. Есть определенный процент частников, не более 5%, у которых трекеры периодически ломаются или отключаются.

Запуск "Мартранса", прежде всего, улучшил обслуживание пассажиров. Теперь люди знают, через какое время приедет их автобус или трамвай. Во-вторых, мы улучшили дисциплину водителей городского транспорта. Коммунальные автобусы сейчас работают безупречно. По трамваям и троллейбусам есть вопросы, но они больше связаны с состоянием инфраструктуры.

На остановках общественного транспорта в Мариуполе начали устанавливать электронные табло.

Электронный билет

В Стратегии развития Мариуполя введение электронного билета должно состояться в пятилетний срок. Мы оцениваем внедрение полноценного электронного билета в Мариуполе в 6-8 млн евро. Необходимо создать IT-предприятие, которое разработает и будет обслуживать необходимое программное обеспечение, либо выбрать соответствующего подрядчика, который возьмет на себя эти функции. Перед внедрением электронного билета необходимо обновить общественный транспорт, над чем мы сейчас и работаем.

Транспортная модель города

Мы работаем над созданием новой транспортной модели Мариуполя. Что это такое? Есть такой программный комплекс PTV, разработанный в Германии. В него заливается информация об инфраструктуре города: улицы, дороги, маршруты, остановки, жилая инфраструктура, социальные объекты, все точки притяжения, то есть магазины, ТРЦ, заводы, фабрики. При этом измеряется интенсивность движения, проводится соцопрос жителей. Город делится на транспортные квадраты, в каждом из которых делается выборка 1% населения на предмет поездок. Все эти данные заносятся в программу, которая затем выдает оптимальную транспортную модель. Она позволяет усовершенствовать и коррелировать транспортные маршруте в городе.

Этот проект реализуется при содействии IFC, которая в качестве технической помощи проплатила создание этой модели. Новую транспортную модель Мариуполя разрабатывает киевская компания "А+С". Думаю, этим летом мы получим первые наброски этой модели. В соответствии с ней мы начнем оптимизировать действующие маршруты. Нам необходимо сделать такую транспортную модель, при которой маршруты будут минимально дублироваться и максимально удовлетворяли потребности населения. Мы ожидаем больших результатов от этой модели.

Железная дорога проходит вдоль моря и пляжей.

Перенос железной дороги

По факту, Мариуполь не имеет своей набережной. Городские пляжи отделены от города железной дорогой. Это создает определенные неудобства для жителей. У мэра есть инициатива по созданию в городе полноценной набережной, но пока она находится на уровне идеи. В мире функционируют набережные с железными дорогами, но необходимо обеспечить более удобный доступ людей к морю. Что делать с железной дорогой? Это риторический вопрос. Переносить ее, загонять в тоннель, или подымать на эстакады - все это очень дорого. Более рациональным вариантом нам видится частичное намытие набережной и обустройство надземных или подземных переходов под железной дорогой. Это один из возможных вариантов, сейчас мы находимся в поиске проектного решения.

Ж/д сообщение Мариуполя

Из всех поездов, курсирующих в/из Мариуполя, только один киевский поезд имеет более-менее хорошие вагоны. Большая часть вагонов нашего депо осталась на неподконтрольной территории. Мы постоянно обращаемся и в "Укрзализныцю", и в Министерство инфраструктуры с просьбой, чтобы на Мариуполь выделили новые вагоны.

Другой вопрос - это сокращение времени в пути, особенно для киевских поездов. Весной "Укрализныця" сократила на час время в пути поезда "Азов", но, все равно, дорога до Киева долгая. Если приходится ехать в столицу в командировку, то нужно тратить дополнительный день. Мэр просит "Укрзализныцю" сократить время хотя бы до 12 часов.

Хочу отметить, что за последние годы УЗ запустила несколько новых поездов, и все они, насколько я знаю, хорошо заполняются. В Мариуполь едет много военных на ротацию. Аэропорт не работает, автомобильные дороги в плохом состоянии. В этих условиях железная дорога является стратегическим транспортом для города.

Аэропорт

Более 15 лет аэропорт Мариуполь находился в аренде у ММК имени Ильича. На момент начала АТО арендатором был "Азовмаш". Из-за финансовых проблем арендатора и ряда других вопросов, осенью прошлого года мы вернули аэропорт в коммунальную собственность.

В 2014 году, ввиду близости к боевым действиям, он стал центром сосредоточения вооруженных сил. Сейчас военных в аэропорту меньше, но все равно они остались. Конечно, городу нужен аэропорт, но есть запрет СНБО на полеты в зоне Мариуполя. По этой причине аэропорт пока простаивает.

Аэропорт Мариуполя до российской агрессии и начала боевых действий.