в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Электромобили в Украине:
Инфраструктура на низком старте

Статистика свидетельствует, что количество обладателей электрокаров в Украине растет. Готова ли к этому соответствующая инфраструктура?

Западные страны планомерно уходят от использования авто с двигателями внутреннего сгорания - их постепенно вытесняют более экономичные и менее загрязняющие окружающую среду электромобили. Так, власти Франции, Германии, Великобритании, Норвегии уже объявили о планах отказаться от транспорта с бензиновыми и дизельными двигателями в течение ближайших нескольких десятков лет. К 2040 году, по данным Bloomberg New Energy Finance, электромобили настолько прочно укрепятся на рынке, что составят не менее 54% от числа всех авто, которые будут продаваться в мире.

В Украине на владельцев электрокаров пока смотрят как на первопроходцев - многие потенциальные покупатели все еще присматриваются к тому, как новинка показывает себя в эксплуатации и стоит ли она затрат. Тем не менее, статистика свидетельствует, что количество обладателей электрокаров в нашей стране неуклонно растет.

Так что и автодилеры, и бизнес, который должен обеспечить соответствующую инфраструктуру, уже находятся на низком старте. Или, по крайней мере, должны там находиться.

 

Авто для городских поездок

Пока электрокары считаются автомобилями преимущественно для поездок в пределах города. Емкость аккумуляторов не позволяет владельцам новинок выезжать далеко от дома, а заправок на междугородних шоссе еще катастрофически мало. Конечно, найти обычную розетку можно и на бензиновых АЗС, и в придорожных кафе. Вот только время зарядки автомобиля в таком случае составит 8-10 часов. Но, как говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, появление специализированных зарядных станций на украинских дорогах - лишь вопрос времени. Бизнесу только нужно дождаться, когда в стране появится критическая масса владельцев таких авто.

"Чем больше будет электрокаров, тем будет больше бизнесменов, желающих поставить электрозарядную станцию. В основном сейчас покупают электрокары люди, у которых уже есть (бензиновый. - ЦТС) автомобиль для поездок по Украине, и второй (электрокар. - ЦТС) - те, у которых, как минимум, есть гараж, чтобы на ночь поставить на зарядку, или которые живут в частных домах", - отмечает Олег Назаренко.

Именно организацию "цивилизованной" зарядки в спальных районах считает основной задачей сейчас Назар Шимоне-Давида, сооснователь Tesla Club и стартапа Go To-U. "Важный вопрос - решить проблему отсутствия зарядных станций ночью в спальных районах, - говорит он, и добавляет. - Сейчас этот вопрос актуален не только для Украины. Это может выглядеть смешно, но даже в Европе распространена практика, когда из окна выбрасывают удлинитель, чтобы заряжать автомобиль".

В целом, для ежедневных поездок по городу такой кустарной зарядки более чем достаточно. Средний расход электрокара - 15 кВт на 100 км. От обычной розетки за 10 часов авто может зарядиться на 20 кВт, то есть примерно на 133 км, чего достаточно для передвижения в городском режиме.

Но если возникает потребность подзарядиться днем, необходимо искать именно скоростную зарядку, а это уже - своеобразный квест. Точных цифр, сколько зарядных станций имеется в городах Украины и за их пределами, пока, увы нет. Владельцы электрокаров в основном пользуются либо онлайн-картами, обновляемыми в режиме реального времени, либо специальными мобильными приложениями.

Самый популярный из открытых ресурсов - PlugShare. Но полагаться на его данные всецело не стоит, поскольку добавлять и удалять информацию о зарядных станциях туда может любой пользователь, и любая добавленная розетка будет значиться как зарядка.

Для понимания масштабов, так, например, выглядит карта электрозарядных станций Киева и окрестностей.

EV1 (1)

А вот так - Харькова.

EV2

При этом, высокомощные электрозарядные станции - только те, которые обозначены на карте оранжевым цветом.

Существует мнение, что с ростом популярности электромобилей стоимость зарядки электромобиля будет расти. Но есть и другая точка зрения.

По мнению Назара Шимоне-Давида, будущее за теми поставщиками услуг, которые не будут брать плату за подзарядку авто. По его словам, ситуацию со платной зарядкой электрокаров можно сравнить с платным Wi-Fi - имея мобильный интернет, пусть даже и менее скоростной, нет необходимости переплачивать за Wi-Fi.

"Если кто-то пытается брать деньги за зарядку, то, как показывает опыт европейских стран, такая система просто не работает. Потому что люди, в основном, заряжаются ночью дома, и им эта зарядка не так уж сильно нужна, чтобы за нее платить. Но когда есть бесплатный доступ, к нему с радостью все подключаются", - говорит он.

Каким же образом тогда окупать затраты на станцию? Все просто - сопутствующими услугами для клиента. К примеру, в партнерской программе Go To-U более сотни скоростных электрозарядных станций, 39 из которых находятся на АЗС ОККО, где есть кафе, в которых можно перекусить в ожидании завершения зарядки. Весьма удобно, учитывая возможность бронирования станции на конкретное время через мобильное приложение. Пока стартап единственный в Украине работает по такому принципу.

Но и платные станции в данный момент тоже пользуются спросом. Важность их установки постепенно признают в крупных сетях АЗС. К примеру, в начале 2018 года зарядки Fast Charger, способные за полчаса зарядить литий-ионный аккумулятор на 80%, начали активно устанавливать в SOCAR. И не прогадали, ведь, по подсчетам компании, за первый квартал года спрос на них вырос на 50%. Только в Киеве в январе-марте электромобили на заправках сети заряжали 3,3 тыс. раз.

"Это обычное явление, когда наш клиент идет выпить кофе или перекусить донер-кебабом, а за это время его электрокар уже "подкрепился". К тому же, такие станции обеспечивают более безопасный процесс зарядки. К осени 2018 года мы планируем установить подобные пункты подзарядки также на территории Одесской и Львовской областей", - говорит директор розничного направления SOCAR-Украина Игорь Орлов.

Существуют уже и отдельные сети электрозаправок. К примеру, в Украине еще в 2015 году начали открываться станции сети ТОКА. Сегодня их 40 по Киеву, 26 в Одессе, 2 во Львове и по одной - в Тернополе и Ужгороде.

Сеть скоростных зарядных станций для электромобилей под брендом STRUM запустили и в ДТЭК. Сейчас 8 таких станций работает в Киеве, до конца июня их количество вырастет до 10-ти. Здесь 15-20-минутная зарядка авто обеспечит 50-100 км пробега.

"STRUM ставит своей большой целью "электромобилизацию" Украины. На первом этапе создается удобный сервис скоростной зарядки в столице, который позволит быстро заправлять электрокары киевлянам и гостям столицы. Открыты 8 станций. До конца месяца их будет 10", - рассказал руководитель сети скоростных зарядных станций Игорь Ковалев.

Следующий шаг, по его словам - оборудование зарядок на автотрассах за пределами городов.

На электромобиле в другой город

Несмотря на то, что сейчас владельцы электрокаров ограничены городским периметром, установка электрозаправок на междугородных трассах, как утверждают представители этого бизнеса, не за горами.

Так, в сети в сети автозаправок WOG уже установлено 103 зарядных устройства для электромобилей на 10кВт, 52 - на 20кВт (с разъемами CHAdeMO), 27 - на 40кВт (CHAdeMO).

"В наших планах вместе с партнером, дилером электромобилей "Автоэнтерпрайз", оснастить 300 АЗК нашей сети по Украине. В первую очередь это будут АЗК на основных трассах: Киев-Харьков, Киев-Одесса, Киев-Львов, где расстояние между городами превышает запас хода автомобиля от одной зарядки и где большой поток автомобилей. Это будут как обычные зарядки, так и супер-быстрые", - рассказали ЦТС в WOG.

foto_004

"Мы рассматриваем оснащение наших АЗК "зелеными зарядками" с точки зрения долгосрочных инвестиций, а не с точки зрения бизнеса. Хотя, мы рассчитываем, что клиент, пока его автомобиль заряжается, купит сопутствующие товары в нашем маркете или кафе", - добавляют там.

Точно так же как инвестицию на будущее рассматривают установку электрозарядных станций и в ДТЭК. "Капитальные затраты на дорогостоящее европейское оборудование и программное обеспечение, маркетинг, операционые меропрития уже превысли 15,5 млн грн… Мы рассматриваем его также как проект, который даст толчок развитию электротранспорта в Украине. Как энергетическая компания, ДТЭК заинтересован в скорейшем увеличение этого рынка, его развитии", - отметил Ковалев.

А первую цепочку электрозарядок, которая соединит крупные города, в ДТЭК обещают уже в 2019 году. "Мы планируем покрытие трасс Киев-Одесса, Киев-Львов, Киев-Харьков. Начало инсталляций станций на трассах ожидаем уже в этом году. В следующем году рассчитываем покрыть как минимум одну из трасс", - рассказал руководитель сети STRUM.

Кстати, говорят, что предположительно в следующем году в Украине должны, наконец, появиться и первые долгожданные Tesla Superchargers. Планы по установке их в нашей стране в Tesla вынашивают несколько лет, но, увы, все сроки, в которые они должны были появиться, уже давно вышли, а раздел об установке станций в Украине так и остается с пометкой coming soon… Вообще, в планах компании для начала - установка двух станций, и, если взглянуть на карту, то прослеживается определенная логика - станции будут устанавливать, начиная от западной границы и следуя на восток. Первым в списке значится Tesla Supercharger в Опарипсах, что на трассе Киев-Чоп в западной часты Волынской области, вторая - в Житомире. Вероятно, за них в компании возьмутся после того, как закончат установку станций в Польше. В данный момент там установлены 4 из 7 запланированных суперчарджеров.

Не Leaf'ом единым

Естественно, зарядка автомобиля - это лишь один из аспектов, которым стоит озаботиться владельцам электромобилей. Сертифицированное сервисное обслуживание сегодня доступно далеко не всем владельцам таких авто. Например, Nissan Leaf, самый популярный на сегодня в Украине электрокар, до сих пор не имеет соответствующих СТО в Украине. Все потому, что машина официально в Украине не продается, ее завозят в основном в подержанном состоянии. Эксперты говорят, что это из-за того, что Nissan пока не готов развивать соответствующую инфраструктуру.

Впрочем, автолюбителей, для которых решающим фактором является цена и возможность экономить на топливе, это не останавливает.

"В Украине точно так же нет сервисных центров, например, Ferrari, Lamborghini, Bugatti - а автомобили существуют, потому что есть специалисты. Понятно, что лучше всего обслуживать автомобиль в авторизированном сервисном центре, но в этом нет большой проблемы", - считает Олег Назаренко.

Как говорит Назар Шимоне-Давида, еще одно преимущество авто на электрической тяге - это то, что они в целом не требуют значительного техобслуживания, а для владельцев электрокаров, официально продающихся в Украине, работают соответствующие центры. "Обслуживания электромобиль требует минимального, и сейчас нет никаких проблем с этим. Сейчас очень много сервисных центров. Сервисный центр Bosch уже имеет подготовленных специалистов, кроме этого, в Украине уже официально продаются Hyndai, Renault и BMW, и есть подготовленные специалисты, которые обслуживают эти автомобили уже официально в официальных сервисных центрах", - добавляет он.

Что касается ситуации с Nissan Leaf и популярности подержанных электромобилей, всему виной, как считает гендиректор информационно-аналитической группы "Автоконсалтинг" Олег Омельницкий, действующая система налогообложения.

"Сформированная налоговая система стимулирует даже не продажу новых электромобилей, а поставку б/у автомобилей, которые выводятся из эксплуатации в Европе или Америке, и уже на пределе своего ресурса они поставляются в нашу страну", - прокомментировал он ранее.

Но ближайшем будущем подвижки по развитию рынка электромобилей в Украине все же предвидятся. В марте этого года Мининфраструктуры согласовало соответствующую стратегию на 15-летний период. Ее еще должна принять Верховная Рада, а пока гипотетически можем надеяться на следующее: 10-летнее право для налогоплательщиков на налоговую скидку в результате приобретения авто н электрическом двигателе или переоборудование в него автомобиля с двигателем внутреннего сгорания; освобождение владельцев таких авто от сбора на обязательное государственное пенсионное страхование физлиц. Также документом предусматриваются льготы на импорт комплектующих, в частности, литий-ионных аккумуляторов и кузовов для электрокаров. Последним, кстати, власти надеются стимулировать производство отечественных электромобилей.

Но это в будущем. А пока имеем нулевую ставку НДС на импорт электрокаров, которая действует до 31 декабря 2018 года, отмененную пошлину на ввоз таких авто - и примерно 85% электрокаров, приобретенных б/у.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.