- В сентябре Россия ввела, так называемый, утилизационный сбор для иномарок, в том числе украинского производства. Как новый налог отразился на позициях ЗАЗа на этом стратегическом рынке?
- Говорить о финансовых потерях, или корректировках объема экспорта пока преждевременно. Должно пройти время для того чтобы понять, как повлияет утилизационный сбор на формирование конечной цены в России. К тому же у наших дилеров еще есть месячный запас автомобилей ввезенных до введения утилизационного сбора. Ситуация станет более понятной ближе к концу года.
Кроме того, нельзя исключать, что российские автомобили тоже подорожают. Ведь для того чтобы выполнить условия по утилизационным обязательствам перед государством нужно будет нести определенные затраты на организацию утилизационных центров и т.д.
- То есть планы по продажам в России Вы пока не корректировали?
- До введения РФ утилизационного сбора мы планировали поставки легковых автомобилей на уровне - 24-26 тыс. до конца 2012 года .
- Сколько всего авто сойдет с конвейера ЗАЗа до конца 2012 года?
- Планируем выпустить около 50 тыс. транспортных средств, включая автобусы и грузовики (около 1 тыс.). Это чуть меньше, чем в прошлом году.
- Как изменится доля ЗАЗа в РФ?
- Она и так сегодня небольшая, речь идет о величинах меньше процента. Общий объем продаж в какой-то мере может уменьшится на пару тысяч автомобилей.
- Насколько изменятся цены на Lanos и Forza, после того, как будут распроданы склады?
- На сегодня не наблюдется изменения динамики цен у импортеров поставляющих машины на территорию РФ. По прогнозам профильной ассоциации Укравтопром, цены на украинские автомобили могут вырастут на 8-12%, это довольно существенно в бюджетном сегменте.
- Сможете ли Вы конкурировать в таких жестких условиях? Рассматриваете ли вы возможность ухода с российского рынка?
- Россия занимает существенную долю в нашем экспорте, поэтому уходить точно не собираемся. Мы создали здесь собственную дистрибуционную сеть. Будем бороться и делать все необходимое, чтобы при выборе между продукцией ЗАЗа, и другими автомобилями, представленными на российском рынке, потребитель выбирал нас.
- Готовы ли Вы предложить более конкурентный продукт для россиян?
- Для того чтобы предложить потребителю новый продукт, его надо самостоятельно разработать, или купить. В сегодняшних условиях аккумулировать деньги на эти цели довольно сложно. Будем работать с теми относительно новыми моделями, которые у нас есть – это Forza и Vida, гарантируя потребителям высокое качество украинского производства
- Не рассматривали ли Вы возможность обхода российского сбора, поставляя продукцию через Беларусь и Казахстан, где этот налог введен не был?
- В соответствии с постановлением РФ, продукция произведенная в странах членах Таможенного союза не облагается утилизационным сбором, поэтому, чтобы не платить утилизационный сбор, там нужно организовать производство, а поставлять через них нельзя, есть определенные требования.
- У Вас есть земельный участок в России, под строительство завода, может пришло время вернуться к этому проекту?
- Он законсервирован, ожидаем лучших времен.
- С учетом усилившегося налогового давления в России, какие новые рынки сбыта Вы для себя рассматриваете?
- Традиционно важными для нас являются рынки стран СНГ. Также рассматриваем Ближний Восток, север Африки.
Активно развиваем производство машинокомплектов, на основе которых организовано полноценное производство Chevrolet Lanos в Египте. Поставляем машинокомплекты в Казахстан и ведем переговоры относительно организации там СKD-сборки.
- Сколько машинокомплектов уходит на экспорт?
- В общем экспорте они составляют свыше 20%. В прошлом году реализовали более 8,8 тыс. штук, в этом, несмотря на революцию в Египте, до конца года планируем поставить не меньше – порядка 9 тыс. машинокомплектов.
- Сегодня в Украине много говорят о тяжелом положении отечественного автопорома. Мол без помощи правительства он не выживет. Существует риск закрытия ЗАЗа?
- Запорожский автозавод останавливаться не собирается. Обстановка тяжелая, но если вспомнить нашу историю, за последнее десятилетие мы подобные ситуации переживали несколько раз. Это закаляет.
- Сколько человек работает на ЗАЗе? Сокращаете людей?
- В общей сложности в корпорации работает около 17 тыс. человек. На заводах корпорации сокращений нет – работаем в пределах 7,2 - 7,5 тыс. человек. Это стабилизированное количество работников необходимое для выполнения программы в одну смену. .
- Перед введением украинского утилизационного сбора по отношению к российским авто (постановление Кабмина N843 от 3 сентября 2012 года, - ред.), подобный документ разрабатывался в Министерстве экологии и природных ресурсов. В каком виде утилизационный сбор мог бы стать эффективным в Украине?
- Минэкологии разрабатывало постановление, в котором не был проработан до конца механизм администрирования налога. Повсей вероятности Министерство хотело создать фонд, аккумулирующий средства для развития мощностей по утилизации. Украина в этом вопросе должна приводить законодательство в соответствие с европейской практикой, с учетом местной специфики. Необходимо разработать комплексную программу по утилизации, где четко определить условия и обязанности для автопроизводителей и импортеров, а также размер сбора. При этом правительство, по примеру России, может воспользоваться случаем, защитить украинский рынок и, главное, пополнить бюджет странны.
- Как это реализуется в Европе?
- Самая высокая плата за утилизацию автомобиля, насколько мне известно, в Германии. При этом, как и в России, предусмотрено право выбора: либо платишь сбор, либо берешь на себя обязательства по утилизации. В Польше плата за утилизацию одного автомобиля - порядка 300 злотых ($94.3, - ред.). Для того, чтобы не платить этот сбор необходимо создать сеть пунктов по приему автомобилей, покрывающую территорию Польши, таким образом, чтобы расстояние между двумя пунктами не превышало 50 км. Это порядка 200 пунктов на всю страну.
Россия внедряя утилизационный сбор, фактически использовала его, как инструмент для защиты рынка, компенсируя таким образом потери от снижения пошлин в рамках вхождения в ВТО. Там установили достаточно высокие ставки сбора для импорта, при этом освободив своих производителей от уплаты, при гарантии самостоятельной утилизации.
- Какой размер утилизационного сбора устроил бы отечественный автопром?
- Наше правительство должно последовать примеру России и установить Сбор на уровне – $800-900. Но при этом должна быть предусмотрена система освобождения, для предприятий создавших сборные пункты.
- Тогда на рынке останется только Lanos, Vida и Forza…
- Так не будет, посмотрите на Россию, сколько производителей туда пришло и построило свои заводы.
- Но у нас совершенно другие объемы рынка, не проще мировым автоконцерном уйти с рынка, чем строить здесь заводы?
- Посмотрите на Турцию, которая по населению почти вдвое больше Украины. Там ежегодно выпускается 1,2 млн. машин, построено более 10 автозаводов ведущих мировых автопроизводителей. Нужно просто создать привлекательные инвестиционные условия для бизнеса.
Например, Fiat собирается закрывать завод в Италии. При этом польский завод, который работает в три смены и за сутки выпускает 1200 машин, не закрывают. Fiat интереснее работать в Польше, потому что здесь создана благоприятная экономическая зона, предусмотрен ряд преференции: низкий налог на землю, освобождение от уплаты налога на прибыль и т.д.
А интерес со стороны западных концернов есть. Тот же Mercedes три года назад был готов разместить у нас производство автомобилей А-класса, но для этого нужны условия, по крайней мере, такие, как в РФ или Турции.
- В прошлом году ЗАЗ задекларировал прибыль. Какие финансовые показатели вы ожидаете по итогам 2012 года, будут ли убытки?
- Убытки не планируем. Проводим оптимизацию, сокращая производственные затраты. Сейчас, например, переводим на один конвейер с Lanos и Vida сборку Forza. Таким образом, зимой сэкономим на отоплении одного из корпусов.
- Какой объем украинского авторынка Вы прогнозируете по итогам года?
- Не более 230 тыс. легковых авто.
- Вы поставляете автобусы в РФ?
- В этом году начали поставки модели А10 – это низкопольный, цельнометаллический автобус малого класса, длинной до 8,5 метров. Пока поставлена первая партия в количестве 5 единиц.
- Будете расширять модельную линейку?
- Пока ждем, изучаем ситуацию. Это довольно большие затраты к которым мы пока не готовы.
- Ранее анонсировался перенос части автобусного производства из Ильичевска в Мелитополь, для чего это делается?
Да, такие планы есть. Речь идет о всей линейке автобусов. Но сегодня эти работы приостановлены из-за экономии инвестиционных затрат. Перенесли на следующие годы.
Одна из Проблем Ильичевска в наличии трудовых резервов, отсутствии достаточного количества квалифицированных работников. Мы вынуждены работать вахтами, собирая людей со всей Украины, что не совсем удобно. Кроме того, там налог на землю в несколько раз выше чем в Мелитополе.
- А в Мелитополе проблемы кадров нет?
- Мелитополь в прошлом - развитый промышленный центр. Там работало 11 самостоятельных крупных предприятий, в том числе четыре обслуживали ЗАЗ (Автоцветлит, Автогидроагрегат, Тракторный гидроагрегат и Мелитопольский моторный завод). Есть два института, несколько машиностроительных техникумов. Важно, что там люди не связаны с портом, как в Ильичевске.
- О каких инвестициях идет речь?
- Сам перенос не такой дорогой, но нужно учитывать, что мы планируем переносить с определенным развитием, чтоб становится полноценным производителем автобусов. Но пока об этом рано говорить, нет стабильности и понимания, что будет завтра.
- Вы нашли инвестора для завода в Польше (Fabryka Samochodów Osobowych S.A. (FSO), принадлежит УкрАвто)?
- Ищем. Здесь не все зависит от нас, необходимо участие государства. Приход больших инвесторов сопровождается 100-процентным сопровождением государства, предоставлением гарантий и других обязательств.
- Завод выпускает автомобили?
- Он законсервирован. Все системы завода поддерживаются, и может начать работать в любое время.
- Вы рассматриваете продажу или банкротство FSO?
- Если инвестор изъявит желание выкупить предприятие, можем рассматривать и такой вариант.
- Предприятию не грозит банкротство?
- До проведения работ по консервации предприятие рассчиталось со всеми обязательствами. FSO сегодня финансово чистое предприятие с чистыми активами, за которым не числится даже текущих долгов. Все текущие обязательства выполняются и счета оплачиваются.