Крупнейший внутри украинский авиаперевозчик - компания "Днеправиа" - вынужден скорректировать сроки обновления самолетного парка. Европейские банки, которые планировали финансировать сделку стоимостью около 400 млн долларов по закупке новых Embraer-190, не могут выполнить свои обязательства из-за кризиса.
Еще в прошлом году авиакомпания "Днеправиа" - участник альянса "Украинская авиационная группа" - объявила о масштабных планах по обновлению флота. В январе 2011-го перевозчик зарезервировал слоты на поставку бразильским производителем 10 современных самолетов Embraer-190 на 104 места каждый с возможностью увеличения объемов еще на пять машин. Стоимость 10 самолетов для "Днеправиа" стороны не разглашали, но каталожная цена всей партии техники составила 400 млн долл. А если украинский перевозчик реализует дополнительный заказ на 5 воздушных судов, общая сумма поставки по каталогу производителя возрастет до 600 млн долл.
Поставка техники предполагалась на условиях операционного лизинга. То есть совершить покупку должна была лизинговая компания, которая затем передала бы самолеты в пользование перевозчику. И "Днеправиа" ожидала первые два самолета еще в декабре 2011 года. Затем назывались другие сроки, например, январь 2012 года. Однако воздушные суда до сих пор не прибыли в Украину.
В компании объясняют задержку неблагоприятной экономической ситуацией в ЕС, которая помешала финансированию сделки. В результате европейские банки, которые планировали выделить средства под закупку Embraer-190, не в состоянии выполнить свои обязательства. По данным западных СМИ, в текущем году производители планируют поставить заказчикам технику на сумму порядка 100 млрд долларов, однако кризисное положение в ЕС перекрывает один из основных источников средств под эти контракты. А вместо денег банки располагают огромным количеством облигаций, выпущенных правительствами Греции, Италии и Испании.
Embraer уже успел построить для украинской компании 5 самолетов
Ситуация также осложняется острой нехваткой долларов. "Самолеты продаются и покупаются за американские доллары, а дефицит долларов создает огромные трудности, особенно для европейских банкиров, которые не могут получить достаточное количество этой валюты", - заявил глава сингапурской лизинговой компании BOC Aviation Роберт Мартин. И сегодня европейские банки ищут поддержку у своих американских и азиатских коллег, пытаясь передать им финансирование авиационных сделок.
Банковский кризис также отразился на европейских экспортно-кредитных агентствах, которые, в частности, финансируют около 40% заказов на продукцию Boeing и Airbus. "Из-за того, что европейские банки испытывают финансовые трудности, стоимость экспортных кредитов также растет", - отмечает ведущий экономист Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Брюс Пирс.
"Сейчас европейские банки практически все передают Америке и отказываются уже от подписанных договоров на финансирование. Такого никогда не было. Мы ведем переговоры с Эксимбанком Бразилии и коммерческими банками, чтобы найти выход из положения", - сообщил Центру транспортных стратегий исполнительный секретарь альянса "Украинская авиационная группа" Евгений Трескунов.
Однако найти альтернативные источники финансирования будет непросто, поскольку серьезное влияние на условия поставки техники отечественным авиакомпаниям оказывают и сугубо украинские факторы. Низкие кредитные рейтинги нашей страны создают ей имидж государства с высокой степенью риска. А потому зарубежные контрагенты пытаются компенсировать потенциальные угрозы более жесткими условиями договоров, например, предлагая более высокие лизинговые ставки для новых самолетов.
Отчасти это обусловлено тем, что Украина подписала, но до сих пор не ратифицировала Конвенцию "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования", или Кейптаунскую конвенцию. Этот документ защищает интересы собственника воздушного судна в ситуациях, когда у авиакомпании-пользователя возникают проблемы. То есть владелец техники получает гарантию, что в случае, например, банкротства перевозчика он сможет беспрепятственно забрать свой самолет из страны, не опасаясь, что его арестуют в обеспечение претензий кредиторов. И чем меньше рисков, тем меньше ставки лизинга. В частности, тот же Эксимбанк США практиковал скидку до 30% для стран, которые ратифицировали Кейптаунскую конвенцию.
Но Украина пока этого не сделала, а потому авиакомпаниям приходится искать альтернативные способы снизить плату за пользование флотом. "Это усложняет процесс диалога с лизингодателем. Он оценивает это как дополнительные риски и пытается защититься путем повышенных цен. Мы, в свою очередь, умеем этому противостоять и предлагаем другие механизмы. Допустим, в отсутствие ратификации Кейптаунской конвенции мы получаем от государственных органов специальные документы, которые говорят, что этот самолет будет реализован по условиям, схожим с Кейптаунской конвенцией. Но, если у лизингодателя есть выбор, кому отдать самолет, то он отдаст его туда, где рисков меньше. Однако, поскольку на рынке есть такое явление, как кризис, мы периодически этим пользуемся", - рассказывает исполняющий обязанности генерального директора авиакомпании "АэроСвит" Александр Авдеев.
С учетом этих факторов найти альтернативные варианты финансирования контракта на 10 Embraer-190 будет нелегко. Однако в альянсе надеются, что поставка все же начнется в текущем году. "Мы ведем переговоры с производителем и с лизингодателем, чтобы найти все-таки решение, и эти самолеты были поставлены в течение второго-третьего квартала. Просто, возможно, вместо текущего лизингодателя, их сможет купить кто-либо другой. Обсуждаются различные механизмы", - отмечает Трескунов. А пока пять новых самолетов Embraer-190, окрашенных в ливрею "Днеправиа", ожидают своей участи на заводе в Бразилии.