На окраинах города Наньтун много текстильных фабрик из-за близости к порту Шанхая. Кроме того, если вдруг меняется спрос на продукцию в Европе или в Северной Америке, производители имеют возможность перенаправить свой груз в срочном порядке через  местный аэропорт. Тем временем, в сотнях километров на северо-восток от Наньтуна, находится завод по производству деталей, принадлежащий немецкому концерну BMW. Это предприятие прибегает к совершенно другому подходу в построении собственной логистической цепочки поставок. Каждые 24 часа поезд с контейнерами из Лейпцига прибывает на завод после путешествия длиной в 23 дня и 11 тысяч километров.

Трафик Наньтуна и Шеньяня наглядно иллюстрирует спектр возможных решений для, казалось бы, простого вопроса, как соединить вместе глобальную цепь поставок. Последствия прошлогоднего землетрясения и цунами в Японии, а также спад мировой экономики заставили множество компаний по всему миру пересмотреть  используемые комбинации транспортировки товаров, в виду снижения рисков в дальнейшем. Хотя, даже для одного завода, использование единственного способа транспортировки не будет приемлемым  на длительное время.

Тем не менее, золотая середина остается простой, по словам Бруно Сайдлера, главы Ceva Logistics в Амстердаме. Стоимость некоторых товаров настолько высока, что снижая затраты на проведение инвентаризации, проще было бы отправить их самолетом. А остальные грузоперевозки на дальние расстояния - пустить по морю.

История поезда из Лейпцига в Шеньянь, организованного DB Shenker Rail, логистическим подразделением Deutsche Bahn, свидетельствует о компромиссах в принятии решения о способах перевозок товаров. Если вы посмотрите мировую статистику, то около 2-3% мировой торговли перемещается с помощью авиаперевозок, при этом в денежном выражении это 40% мирового торгового оборота, сообщает г-н Сайдлер. Если товар настолько дорогой, что из- за стоимости капитала запрещается транспортировать его морем, то он отправляется по воздуху.

Привлекательность  железнодорожного способа заключается в том, что он существенно дешевле авиаперевозок и почти в два раза быстрее, чем по морю, говорит Александр Геддерих, исполнительный директор DB Schenker Rail. Поезд из Лейпцига - это уже вторая попытка Deutsche Bahn создать ж/д перевозки между Китаем и Европой. Первая попытка оказалась неудачной - еженедельные перевозки была отменены через 6 недель после старта в 2008 году, ввиду внезапного снижения цен у конкурентов.

Расходы на транспортировку  товаров морским путем сократились на 90 процентов в связи с финансовым кризисом, что заставило заказчиков пересмотреть баланс между более быстрыми железнодорожными перевозками и дешевыми морскими. "Железнодорожные перевозки очень уязвимы в такой нестабильной ситуации", - говорит Александр Геддерих.

Определяющим фактором в простых подсчетах стоимости товаров и транспортных расходах является  временной лимит, который становится причиной выбора в пользу авиаперевозок, говорит логистический консультант Алан Брайтвайт. Такие товары как текстиль из Наньтуня будут попадать на рынок, благодаря авиаперевозкам, в случае если в европейских магазинах на него возникает острый дефицит.

Хотя иногда фактор надежности поставок превосходит как скорость, так и стоимость. Контейнерные судоходные линии заявляют, что для клиентов важнее точно знать, когда товар прибывает в порт, чем скорость прибытия самого товара. "Безусловно, надежность, это самое главное для наших клиентов", - говорит Сорен Ску, исполнительный директор  Maersk Line, мощнейшей контейнерной линии.

Множество европейских междугородних грузоперевозок продолжают осуществляться посредством более дорогих автомобильных перевозок, вместо экономически более выгодного ж/д транспорта. Проблемы координирования между национальными ж/д компаниями означают, что небольшие задержки на границах рискуют обернуться в круглосуточное ожидание, если владельцы сетей откажутся освободить место в расписании для поездов, прибывающих из соседних стран, объясняет Алан Тувет глава DB Schenker.

В США, где гораздо меньше проблем с надежностью для дальних грузовых ж/д перевозок, высокие цены на топливо обусловили переход с грузового транспорта на поезда. На данный момент, однако, главной заботой для многих грузоотправителей является желание избежать избыточного уровня складских запасов, как это случилось в октябре 2008 года, когда спрос на многие товары резко обвалился. Это заставило отправителей наполовину сократить поставки грузов авиатранспортом, выбрав вместо этого морской путь.  До октября может произойти сопоставимый спад в грузоперевозках морем на ключевых маршрутах из Азии в Европу.

Однако экспортеры вынуждены регулярно обращаться к авиаперевозчикам, чтобы получать продукцию и основные компоненты для своих магазинов или производственных предприятий. "Мы определенно видим рост экстренных перевозок", - отмечает г-н Сайдлер. Ранее компании иногда даже обращались к дорогим услугам курьеров в отчаянии, чтобы только поскорее доставить товар на рынок, добавляет он. Покупательная способность была очень, очень низкой и при малейшем увеличении продаж нужно было принимать экстренные меры, которые дорого обходились. 

По материалам FT