Наше законодательство радует своим передовым характером. Взять хотя бы Таможенный кодекс, который предусматривает возмещение ущерба, причиненного лицам или их имуществу в связи с проведением таможенных процедур. В законе формулировка звучит как "неправомерные решения, действия или бездействие таможенных органов, организаций или их должностных лиц или других работников при исполнении ими своих служебных (трудовых) обязанностей".

Ч.2.ст.325 Таможенного кодекса Украины.

В установленных этим Кодексом случаях органы доходов и сборов по собственной инициативе или по инициативе правоохранительных органов имеют право в письменной форме требовать от лиц, которые перемещают товары, транспортные средства коммерческого назначения через таможенную границу Украины, проведения операций, предусмотренных частью первой этой статьи. В таком случае расходы на проведение указанных операций возмещаются органом, по инициативе которого они проводились.


Так объемно и широко можно охарактеризовать те многочисленные проверки, досмотры, взвешивания грузов, которые проводят таможенники. Основанием могут быть письма с ориентировками, а на практике просто телефонные звонки из правоохранительных органов, ГФС, СБУ или Прокуратуры. Появляются такие запросы от правоохранителей с завидной частотой.

С 01.11.2016 по 16.02.2017 Одесской таможней было проведено 910 досмотров, выполненных по инициативе силовых органов. А знаете какого результата добились наши правозащитники? Сколько нарушений было зафиксировано? По итогам проверок был написан один протокол на целых 8500 грн.

С 01.11.2016 по 16.02.2017 Одесской таможней было проведено 910 досмотров, выполненных по инициативе силовых органов. По итогам проверок был написан один протокол на целых 8500 грн.

Не сложно вычислить, что эффективность таких осмотров в процентном выражении менее 0,2%. Сумма ущерба, нанесенного грузовладельцам за два с половиной месяца, по самым скромным подсчетам, превышает $60 тыс. (1 621 620 грн.) Приняты в расчет только ставки контейнерного терминала за постановку контейнера на осмотр – $66 за контейнер.

Не учтены затраты, связанные с простоем транспорта, выгрузкой груза, использованием дополнительной техники, пропуском судозахода, хранением и демереджем.

Приведем в пример некоторые цифры, которые взяты из договора контейнерного терминала Одесса. Выгрузка груза с использованием перегрузочной техники – $250 за 1 контейнер. Выгрузка груза без использования перегрузочной техники (ручной труд) - $500 за 1 контейнер. Хранение 40 футового контейнера с транзитным "экспортным" грузом будет стоить $6 в сутки, начиная с 4-го дня хранения и 15$ в сутки, начиная с 8 дня хранения.

Смена букинга в различных линиях стоит от $50 до $100. Ставки демереджа также зависят от контейнерной линии и колеблются в промежутке $16 - $120 за день.

Ущерб, нанесенный грузовладельцам и перевозчикам, несопоставим с размером нарушений, которые фиксируются.

Недавний пример – задержка контейнера с запчастями Бобруйского завода тракторных деталей и Житковичевского мотостроительного завода. Груз следовал из Беларуси в Египет через Одесский порт. При поступлении контейнера на терминал 16 ноября, отдел борьбы с контрабандой Одесской таможни назначил досмотр груза. Документ с основанием не предъявлялся. По факту, был звонок из СБУ, чтобы контейнер задержали. Потом пришла ориентировка.

На проверку представители контролирующих органов не пришли ни на следующий день, ни через день, в результате чего контейнер пропустил судовыход 18 ноября.

Досмотр провели только 24 ноября. Никаких нарушений обнаружено не было. Ущерб, нанесенный в результате проведения досмотра, составил несколько сотен условных единиц.

А теперь вернемся к нашему передовому законодательству.  Сейчас в Таможенном кодексе указано, что такие потери должны компенсироваться, но не уточняется, как именно. Механизм возмещения убытков не прописан, что делает эту норму тупиковой веткой для тысяч грузовладельцев и их представителей в лице экспедиторских компаний.

Ч.4 ст.10 раздела ХХI Таможенного кодекса Украины.

На протяжении трех месяцев разработать и подать в Верховную Раду Украины проект закона о порядке возмещения убытков, нанесенных лицам и их имуществу неправомерными решениями, действиями или бездействием таможенных органов, организаций или их должностных лиц или других сотрудников при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В рамках встречи Европейской Бизнес Ассоциации с министром финансов Александром Данилюком 13 марта снова поднимался этот вопрос. Тезисы: работа таможни при проведении мониторинга и выборки рисковых контейнеров неэффективна. Практика назначения осмотра без подтверждающих документов противоречит законодательству. Ущерб, нанесенный грузовладельцам и перевозчикам, несопоставим с размером нарушений, которые фиксируются. Учреждения, принимающие решения о проведении проверок, должны нести ответственность за причиненные ими убытки.

В ответ - сдержанный кивок от министра финансов и обещание рассмотреть и исправить ситуацию. Тон встречи вселяет осторожный оптимизм на то, что после застоя времен Романа Насирова, вопрос будет включен в повестку дня новых руководителей ГФС.