Помощь людям, пострадавшим от войны в Украине, доставляется всеми возможными путями. По состоянию на 20 мая, по данным Государственной таможенной службы, 38 тыс. грузовых автомобилей с гуманитарной помощью пересекли украинскую границу, начиная с 24 февраля. 5 тыс. грузовых вагонов и 10 тыс. тонн гуманитарной помощи в пассажирских вагонах развезла по разным уголкам Украины "Укрзализныця". Последняя стала настоящей спасительной соломинкой для огромного количества людей, вывозя граждан из зон активных боевых действий и доставляя в обратном направлении самые необходимые товары. Не остался в стороне и частный бизнес.

Те, кого мы упомянули ниже в этой статье, - лишь малая часть компаний и организаций, которые в это непростое время помогают обычными украинцам. Вместе с тем, это крупные проекты, осуществляющие масштабную и организованную помощь, ключевой составляющей которой является логистика.

"Укрзализныця"

Украинская железнодорожная компания является ключевым логистическим звеном в обеспечении гуманитарной безопасности страны. Кроме того, что УЗ выступает перевозчиком украинского экспорта, компания обеспечила эвакуацию из опасных регионов 4 млн украинцев, перевозя пассажиров с риском для жизней поездных бригад, и до недавнего времени - бесплатно. С не меньшим риском "Укрзализныця" доставляет по всей стране гуманитарную помощь - как в пассажирских, так и в товарных вагонах.

Так или иначе, УЗ вовлечена в множество гуманитарных проектов. Если говорить языком цифр, то по состоянию на 23 мая УЗ было перевезено 5 тыс. грузовых вагонов гумпомощи, еще 10 тыс. тонн компания перевезла в пассажирских вагонах, возвращая их из мест эвакуации граждан.

Компания сочла возможным раскрыть маршруты перевозки грузов. В частости, малогабаритные грузы возятся:

- почтовыми вагонами из таких городов как: Киев, Львов, Харьков, Днепр и Одесса. Прием гуманитарных грузов производится в отделениях "Укрпошты", расположенных рядом с центральными ж/д вокзалами, однако такая отправка может быть адресована на любое работающее отделение "Укрпошты";

- пассажирскими вагонами доставка возможна и из других городов.

Крупногабаритные грузы перевозятся по двум схемам:

- когда груз перегружается непосредственно в грузовой поезд (это такие станции, как Любомль, Ягодин, Мостиска-2, Скнилов, Чоп, Батево, Хриплин, Черновцы);

- когда груз выгружается на склады сортировки, а затем в грузовые вагоны (Самбор, Ковель, Ривне, Клепаров, Мукачево).

Перевозимая по ж/д гуманитарная помощь в основном состоит из продуктов питания, медикаментов, детских товаров, средств гигиены, воды, одежды. Перевозится все это в пассажирских, почтовых, крытых вагонах и контейнерах. Распределением крупногабаритных грузов на местах чаще всего занимаются военно-гражданские и областные администрации.


Проект Railway Helps Ukraine

Одним из проектов, в которые вовлечена УЗ, является ее общая инициатива с украинским бизнесом, проект Railway Helps Ukraine. Он представляет из себя гуманитарный коридор между Польшей и Украиной, запущенный 11 марта.

Проект объединил такие организации и бизнесы, как Европейская Бизнес Ассоциация, Fundacja Współpracy Polsko-Ukraińskiej "U-WORK", Fundacja Ukraina, Levada Cargo, "Лемтранс", VR Capital, MST Group, PCC Intermodal и другие.

Проект начался с заполнения гуманитарной помощью пассажирских вагонов, которые УЗ возвращала с запада, куда эвакуировала людей.

У каждого участника вырисовалась четкая роль: украинские и польские логистические компании закрывают вопросы, связанные с логистикой, а "Укрзализныця" и польская LHS выполняют непосредственную перевозку грузов. Гарантом распределения и контроля средств является Фонд the Fundacja Ukraina.

Гуманитарная помощь (продукты, лекарства, оборудование) по этому коридору поступает из Ирландии, Польши, Швейцарии, Германии, Нидерландов, Китая. При этом в сеть входят два важных хаба: Славкув в Польше и Львов в Украине. В основном помощь из Европы поступает на терминалы PCCI в Германии и Польше, затем в Славкув, после чего товары первой необходимости доставляются в регионы Украины.

Грузы перевозятся в крытых вагонах. "Это связано с тем, что во время активных боевых действий в стране маршрут может быть изменен, а конечный пункт назначения также может быть заменен другой станцией, если это необходимо. В такой чрезвычайной ситуации крытые вагоны более эффективны, поскольку их можно легче и быстрее разгружать по сравнению с контейнерами. Разгрузка одного крытого вагона занимает около 2 часов", - рассказал ранее гендиректор транспортно-экспедиторской компании Levada Cargo Владимир Деменко.

По состоянию на 10 мая в рамках проекта в Украину было доставлено более 2 тыс. тонн гуманитарной помощи.

По словам Деменко, проект нуждается в помощи для покрытия расходов LHS (395-км ширококолейная железная дорога на территории Польши, ведущая от пограничного Хрубешува до Славкува, оперируется PKP LHS sp. z o.o.).

"Железнодорожный мост" от Deutsche Bahn

Свою логистическую сеть, состоящую из автомобильной и железнодорожной частей, организовал для доставки гуманитарных грузов в Украину немецкий концерн Deutsche Bahn. Проект назвали "Железнодорожным мостом" между Германией и Украиной. Первый гуманитарный поезд отправился 11 марта с сортировочной станции Седдин под Берлином. Он состоял из 15 контейнеров, которыми были доставлены 350 тонн помощи.

Проект работает следующим образом: DB Schenker и DB Transa-Spedition собирают и везут на грузовиках грузы в берлинский хаб, там они перегружаются в контейнеры и далее транспортируются грузовым поездом DB Cargo в Польшу; дальше он доставляется потребителям благодаря сотрудничеству между польским филиалом DB Cargo, "Укрзализныцей" и командой DB Schenker на площадке в Польше. Кроме Германии, через хаб в Седдине доставляются товары из Великобритании и Испании.

"Дорожная инфраструктура и погранпереходы между Польшей и Украиной полностью перегружены. Также не хватает дальнобойщиков, едущих в Украину. Однако грузовые поезда могут ехать, а один состав может перевозить до 52 контейнеров и таким образом срочно доставлять необходимые гуманитарные грузы на терминалы на востоке и западе Украины, которые еще функционируют", - прокомментировала руководитель DB Cargo Сигрид Никутта.

Help Ukraine Center

Help Ukraine Center - инициатива украинских бизнесов, специализирующихся на логистике и транспортировке: TИС, Rozetka, "Нова Пошта", Fozzy Group и других. Центр заработал в начале марта и на сегодня, помимо закупки и обеспечения логистики грузов от всех желающих, предлагает гуманитарным миссиям свои логистические мощности. Через него можно отправить адресованную или неадресованную помощь, которая будет распределена Минздравом, Минреинтеграции или ВСУ.

Сегодня центр оперирует двумя большими складами в Польше и Румынии. Ежедневно там работают до 150 волонтеров, которые сортируют, документируют и отправляют в Украину грузы по зеленым коридорам - автомобильным и ж/д транспортом.

"Сейчас мы столкнулись с продовольственным кризисом, логистические цепочки разорваны и люди в отдаленных регионах не получают достаточно еды, поэтому мы покупаем готовую к употреблению еду, продуктовые наборы и отправляем их людям. Мы покупаем энергетические батончики, консервы, готовые супы", - рассказал совладелец группы морских терминалов ТИС Андрей Ставницер.

Кроме этого, в списке потребностей центра - медикаменты, различная техника, инструменты, детские товары.

Согласно отчетам центра, за два первых месяца работы (по состоянию на 25 апреля) в Украину было отправлено 1078 тонн гуманитарных грузов, в том числе обслужено 115 грузовых автомобилей. Крупнейшими странами-донаторами стали Польша, Германия, Франция, Великобритания и Швеция.

По словам представителя центра Анастасии Жук, часть груза (преимущественно это тактическая медицина и габаритные грузы) центр передает представителям министерств, которые берут то, в чем у них есть потребность. Большую же часть грузов (еда, предметы гигиены, средства для сна, корм для животных и т. д.) Help Ukraine Center передает своему партнеру "СпівДія", который обрабатывает и передает помощь на места. "Если ситуация позволяет - буквально в подвалы", - рассказала представитель.

Также центр занимается сбором средств и закупкой наиболее необходимых позиций.

Частная инициатива

В гуманитарные процессы в данный момент вовлечены и другие крупные украинские и международные бизнесы.

Так, крупный агропроизводитель и экспортер, компания Kernel отчиталась, что уже направила на помощь украинцам более 606 млн грн. В части гуманитарной помощи производителем было передано 5,5 тыс. тонн зерновых, более 1 млн литров масла, 57,5 тыс. литров консервированной продукции и более чем 1,8 млн единиц других продуктов питания.

"В части громад присутствия и активов наладили собственное производство продовольствия и средств защиты, предоставляем ресурсы и помещения для ремонта техники, ее переоборудования под военные нужды и т. д. Отдельные отделы компании сконцентрировались на налаживании каналов закупки необходимых товаров и оборудования, включая медицинские, координации этих покупок и передачи их военкоматам, волонтерским и другим организациям", - рассказали ЦТС в Kernel.

Там говорят, что по возможности стараются перекрывать логистические потребности для перевозки гуманитарных грузов своими силами, привлекают ж/д и автотранспорт. По запросу других организаций компания предоставляет им свой транспорт или организовывает доставку через сеть подрядчиков.

В компании подчеркивают, что все ее отделы вносят свой вклад. "В первые недели войны общими усилиями команды Kernel удавалось доставлять продукты в Сумскую, Черниговскую, Харьковскую области - регионы, с которыми транспортное сообщение было сверхсложной задачей", - сообщили там.

Стоит отметить, что гуманитарную помощь Украине инициируют бизнесы не только в самой Украине, но и за ее пределами. Причем, это не только такие гиганты, как уже упомянутый Deutsche Bahn, но и менее именитые компании. Например, в конце апреля 34 ж/д контейнера гуманитарной помощи в обстреливаемый россиянами Харьков отправила польская семья - Рафал Бжоска и Омена Менсах. Бжоска - глава почтовой компании InPost, Менсах - телеведущая.

Подготовка и отправка гуманитарной помощи проходила в полной секретности и рассказали о ней только после ее прибытия. В 500 тонн гуманитарного груза вошли мука, сахар, макароны, консервы, рис, каши, молоко, лекарства, спальные мешки и одеяла и многое другое.

"На нашего соседа, Украину, произошло грубое нападение. А польское общество и польский бизнес проходят экзамен на человечность так, что могут этим гордиться. Сегодня я обращаюсь к нашим братьям, предпринимателям и бизнесу по всему миру - не смотрите безразлично, помогите защитить более слабых, пусть это будет не просто порывом первых недель! Не смотрите на Excel, просто смотрите в будущее. За нас сегодня воюют украинцы. И им нужна помощь. Эта война может быть здесь через мгновение. У нас сложная история в Польше, но мы прекрасно знаем, что является действенным в борьбе со злом - действенная солидарность", - прокомментировал свой поступок Бжоска.