У окруженной со всех сторон такими гигантами как Китай, Россия и Япония, отрезанной от внешнего мира по суше Северной Кореей и имеющей ограниченный набор природных ресурсов Республики Кореи таки получилось. И сегодня, многие эксперты называют эту страну лидером во многих секторах – кибербезопасности, электронике и ИКТ, транспортном машиностроении, трансшипменте в портах. Развитие транспортной инфраструктуры не осталось в стороне – по стране курсируют высокоcкоростные поезда KTX (развивают скорость до 305 км/ч), метрополитен Сеула справляется не только с 5 млн горожан, но и с жителями агломерации, число которых превышает 20 млн чел. Международную торговлю и туризм в стране обслуживают 31 порт, более десятка аэропортов, контейнерные и грузовые терминалы, сеть платных дорог.

Для того чтобы описать как организован весь транспортный сектор Кореи не хватит и отдельной книги, но есть особенности, которые можно отметить для понимания общих тенденций и уклада в сфере транспорта.

Опора на науку и планирование

Корейская система стратегического планирования в сфере транспорта базируется на по-азиатски строгой иерархии стратегических документов. В среднем цикл планирования - 10 лет, с регулярным обновлением документов и мастерпланов каждые 5 лет (подготовка начинается за 1,5 года до наступления "экватора"). Помогают правительству и местным властям в этом специализированные институты, находящиеся в сфере управления правительства, среди которых:

Korea Transport Institute (KOTI) - занимается разработкой 10-летних стратегий и планов для отрасли (может предоставлять консультации в контексте разработки документов стратегического характера в Украине).

Korea Maritime Institute (KMI) - является ведущим институтом в морской отрасли (может оказывать услуги по совместным исследованиям с портами Украины и потенциально может выступить исполнителем работ по меморандуму с портом Пусан). Ассоциация корейских портов, к слову, ведет программу Korea Cooperative Supporting Center for Overseas Port Development, нацеленную на изучение зарубежного потенциала для корейского морехозяйственного комплекса и оказание технической помощи портам в развивающихся странах.

Korea Railroad Research Institute - занимается разработкой технологий и инновационных разработок для железнодорожной отрасли, тестированием подвижного состава и др. Например, сейчас идет работа над внедрением LTE-R для передачи данных, разработкой инновационного складываемого 4-fold контейнера и пр.

Поезда в Корее развивают скорость до 305 км/ч.

Ассоциации - в реальности, а не на бумаге

Когда в Корее речь заходит о репрезентативных органах - это о качестве, а не их количестве. Ниже несколько примеров того, как бизнес организуется или какие условия для организации диалога создает государство.

Korea Integrated Logistics Association (KILA) была создана на основе статьи 55 Рамочного закона о логистической политике Кореи и является аффилированной организацией при Министерстве земли, инфраструктуры и транспорта этой страны. Организация объединяет в своих рядах более 500 компаний логистического сектора, в т.ч. складские площадки, перевозчиков, порты и других участников логистического процесса. К ее функциям относятся: налаживание диалога индустрии с государством, образовательные программы (в т.ч. сертификация по логистике), выставки и установление международного диалога. Через свой национальный логистический портал Ассоциация коммуницирует всю государственную информацию по вопросам транспорта и логистики: от законов - до статистики и исследования инвестиционных возможностей за рубежом. Например, Ассоциация готова размещать на своих собственных информационных ресурсах и распространять среди своих членов информацию и об инвестиционных возможностях в Украине.

Korea Trucking Association – ассоциация автоперевозчиков Кореи. Сложно представить, но почти 95% грузовых перевозок в Корее осуществляется автомобильным транспортом. Короткое транспортное плечо (200-400 км) делает этот вид транспорт наиболее экономически привлекательным. Общая сеть национальных и локальных дорог насчитывает порядка 109 тыс. км дорог, из которых около 4,5 тыс. км являются скоростными (и, соответственно, платными). Плата взимается с помощью электронной карты Hi-Pass. Помимо государственных дорог, есть и частные. BOT - концессионные магистрали на короткие, но загруженные участки, например, в аэропорт. Весовой лимит для грузовых автомобилей на этих дорогах – 40 тонн. В начале "нулевых" годов Ассоциация смогла убедить правительство субсидировать перевозчиков - порядка 25-30% от стоимости топлива компенсируется переводчику в качестве субсидии. При этом, конечно, существуют регулируемая государством наценка на автоперевозки, лимитированы объемы, предъявляемые для компенсации.

4,5 тыс. км автодорог в Республике Корея являются скоростными.

Landlocked? Не вопрос 

Можно ли правильно использовать свое географическое положение даже в условиях наземной блокады? Безусловно, если есть выход к морю. 

Для понимания: до 99% объемов международной торговли Кореи осуществляется через морские порты. Всего портов – 60, почти половину из них обрабатывают суда в каботаже. Ведущий корейский порт Пусан в прошлом году перевалил около 20 млн TEU, 50% из которых – трансшипмент (т.е. перегрузка контейнеров в промежуточном порту с целью последующей транспортировки). Тем самым реализуется главная стратегия Кореи – стать главным связующим мостом для грузопотока на маршруте Китай-Япония. В целом страна условно разбита на 7 географических дивизионов, в которых порты имеют определенную специализацию: для торговли с КНР, для обслуживания металлургической промышленности, контейнерные и круизные порты и т.д. При этом специализация произошла скорее ввиду природных, естественных факторов приближенности к тем или иным производственным центрам, нежели по директивному методу от правительства.

Порт Пусан

Железные дороги KORAIL на сегодняшний день в полной мере не могут реализовать свой потенциал из-за блокады на севере и жесткой конкуренции со стороны автомобильных перевозчиков. Очевидно, на это влияет и структура экономики, в т.ч. номенклатура грузов и размещение тяжелой промышленности вблизи портов. Зато в Южной Корее довольно развито пассажирское ж/д-сообщение, доходы от которого кросс-субсидируют грузовые перевозки. Кроме того, KORAIL управляет системой метрополитена Сеула. Начатая по модели французских железных дорог SNCF, реформа дорог привела к выделению Korea Rail Network Authority – менеджера инфраструктуры. Своими целями до 2020 года железные дороги ставят: электрифицировать до 85% путей и достичь 79% уровня т.н. "дабл-трека" (двухпутки).

KORAIL_EL8000

Для накопления партий грузов, оптимизации логистики в стране действуют т.н. "сухие порты" в виде привычных нам таможенно-лицензионных складов, контейнерных и грузовых терминалов (депо). Их размещение четко спланировано, чтобы оптимально обслуживать основные маршруты, обеспечивая гармоничное развитие всех регионов страны. Реализация таких мощностей преимущественно происходит на условиях государственно-частного партнёрства, в котором государство в качестве своего взноса предоставляет земельные участки и строительство 

Posco является второй по величине в мире сталелитейной компанией по рыночной стоимости. Корпорация также занимается трейдингом зерновых, и интересуется инвестициями в Украину.

Корейские корпорации - конгломераты

Особый интерес представляют корейские транснациональные компании. Большинство из известных миру брендов имеют довольно диверсифицированный портфель бизнесов. Например, еще недавно корпорация Samsung занималась производством машин, а подразделение металлургического гиганта Posco активно занимается также трейдингом зерновых. При этом, зарубежные операции от их имени могут вести их дочерние компании.

Hyundai. Производитель подвижного состава Hyundai Rotem хорошо известен в Украине со времен Евро-2012. Примечательно, что в 2013 году компания была готова инвестировать в строительство завода в Украине, при условии гарантий со стороны государства о наличии программ обновления подвижного состава. А сегодня трейдинговая компания Hyundai Corporation рассматривает возможность интенсификации диалога по поставкам (или производству)  электрических автомобилей в Украине. 

Posco Daewoo. Компания заинтересована в инвестирование строительства зернового терминала в одном из морских портов Украины. Администрация морских портов Украины подтвердила готовность оказать содействие в предоставлении информации о втором терминале в Черноморске (в тылу 7-9 причалов), концессионных проектах в морском порту Ольвия и Херсоне. Компании предоставлен отчет о перспективах развития транспортной отрасли в южных областях Украины.

Вместо выводов

"І чужому научайтесь, и своего не цурайтесь", - писал Тарас Шевченко. Визит украинской делегации на семинар "Ukraine Green Transport Logistics Knowledge Exchange Visit to Korea" по приглашению Всемирного банка позволил всем его участникам окунуться в среду растущей азиатской страны, которая уже задает темп другим странам по многим направлениям. Украине стоит верить в свой успех, подкрепляя свою веру реализацией простого корейского алгоритма: "Анализируй, планируй и после утверждения - исполняй!".

Читайте также От Антверпена до Роттердама: Что может дать украинским портам европейский опыт

В порту Пусан.