Идею этой публикации подсказала Елка и ее хит "Прованс": "Завтра в 7.22 я буду в "Борисполе" сидеть в самолете и думать о пилоте, чтобы он хорошо взлетел и крайне удачно сел..."

Не умаляя роли командира воздушного судна и его экипажа, вынуждены возразить: взлет, посадка и много чего еще зависят от десятков, сотен других людей, так или иначе связанных с главной воздушной гаванью страны. И мы отправились на госпредприятие "Международный аэропорт "Борисполь", чтобы рассказать и показать рядовому пассажиру то, чего он не только не видит или не замечает, но, возможно, не знает вообще.

Авиабезопасность. Предупредить и предотвратить

Нам показали святая святых - оперативный центр службы авиационной безопасности (САБ). Без преувеличения, это мозг и глаза предприятия.

На экраны-мониторы в режиме онлайн проецируются различные фрагменты всех его участков внутри терминалов и вне их - на полосах, рулежках, стоянках, вдоль периметра. При необходимости каждую "картинку" можно увеличить, уменьшить, скадрировать, получить более четкое изображение, вплоть до цвета глаз человека. Видеозаписи, фиксирующие дату и время с точностью до секунды, не стираются - определенное время хранятся в архиве. Своего рода "черные ящики", только не на борту самолета, а на земле.

- Это позволяет держать под контролем любой технологический процесс, начиная от прохождения пассажиром регистрации или личного досмотра и заканчивая посадкой в автобус, который везет его к самолету, или авиабриджем, по которому он сам направляется к лайнеру, - говорит начальник службы авиабезопасности Александр Иванчук. - В то же время мы имеем возможность контролировать действия сотрудников аэропорта и их деловых партнеров - представителей так называемых хендлинговых (сервисных, обслуживающих) компаний...

Основная задача САБ - естественно, авиабезопасность. И все, что в компетенции этой службы, направлено на обеспечение благополучного, штатного вылета и прилета пассажиров.Где бы человек ни находился в аэропорту, он под наблюдением САБ. Большинство об этом даже не догадывается. Недавно пассажир пытался обвинить сотрудников аэропорта в том, что те якобы умыкнули у него на спецконтроле дорогие часы. Дескать, снял перед тем, как пройти металлодетектор, и оставил у рамки. Пришлось извлекать запись из архива, просматривать ее заново. На одном из фрагментов четко видно, как этот пассажир, пройдя рамку, забирает свои часы и надевает их на руку. Увидев обличающую его запись, жалобщик отозвал свои претензии - такого поворота он явно не ожидал.

САБ взаимодействует и с другим спецподразделением - службой внутренней безопасности аэропорта. Это помогает в борьбе с бичом "Борисполя" - кражами багажа. Количество таких позорных явлений, по свидетельству руководства, неуклонно снижается. За прошлый месяц - всего 14 фактов. Из них - только один на отправке. Остальные - по прилету. Когда, по словам пресс-секретаря Оксаны Ожиговой, было доказано вмешательство в багаж в аэропортах вылета.

Граница и... радиация. В аєропорту - на замке

Пограничники не являются сотрудниками аэропорта. Однако без них "Борисполь" не был бы международным. Недавно здесь внедрена система предварительной обработки информации. В ее разработке и апробации принимали участие и сотрудники IT-подразделения аэропорта.

- Смысл новации в том, чтобы максимально сократить время на прилете пассажиров, - рассказывает пресс-секретарь начальника ОКПП "Киев" капитан Марьяна Маркович. - Не позднее чем за 30 минут до вылета международного рейса в "Борисполь" нам поступают сведения о пассажирах, следующих этим рейсом. И пока они находятся в воздухе, полученные данные проверяются по учетам правоохранительных органов Украины. По прибытию пограничники лишь идентифицируют личности гостей, и это занимает максимум 30 секунд на каждого. Во время Евро-2012 процедура была еще короче...

Марьяна рассказала также, что граждане Украины, которые летают часто, могут без особых усилий избежать очередей на погранконтроле по прилету и при вылете. Для этого на период действия загранпаспорта прямо в терминале вам оформят электронную карточку. Нужно только заполнить бланк и заплатить в отделении банка 17 гривен 86 копеек (еще почти столько же накрутит банк). Зато не надо выстаивать очередь: приложил карточку к специальному устройству - и шагай себе через границу без проблем...

Еще одна погранизюминка: в "Борисполе" есть специальные устройства, проверяющие и пассажиров, и провожающих на... радиацию. Установка называется "Янтарь".

- Радиологический контроль проводится безопасным для граждан способом, - подчеркивает Марьяна. - Но если в ручной клади, багаже или на теле пассажира будет выявлен радиоактивный материал, "Янтарь" и зафиксирует это, и автоматически сделает снимок человека, по которому его потом безошибочно определит пограннаряд.

Такие случаи уже были. Однажды пассажира "засветил" навигационный измерительный инструмент, содержащий некоторое количество радиации. В другом случае удалось задержать партию донорской крови, радиационный фон которой значительно превышал допустимую норму. Как потом оказалось, донор прошел усиленную химиотерапию, и его кровь могла причинить вред реципиенту.После того как пограничники проведут проверку, материалы передаются в экологическую службу или органы внутренних дел. В милицию обращаются и тогда, когда кто-то сообщает о ложном минировании аэропорта или воздушного судна.

На минувшей неделе, кстати, нашли гражданина, который дважды звонил с такими "шалостями". Товарищ состоит на учете у психиатра. А до него неудачно пошутила наша туристка, бурно отметившая свое возвращение из Турции - сказала, что в ее сумочке лежит бомба. Барышню передали в линейный отдел милиции и привлекли к ответственности. Ее шутка повлекла нешуточный переполох в аэропорту, вызов взрывотехников, кинологов, но задержку рейсов удалось предотвратить за счет продления регистрации...

Кстати, у пограничных кинологов, кроме овчарок, все чаще применяются спаниели, экстерьеры, лабрадоры - симпатичные породистые служебные собаки, натасканные на поиск наркотиков, оружия и прочих запрещенных предметов.

Диспетчеры. Им сверху видно все

Побывали мы и в другой точке, куда обычным гражданам вход воспрещен, - в объединенном диспетчерском центре аэропорта. Оттуда координируются важные производственные процессы - от момента прибытия пассажира в аэропорт до посадки в самолет, от наземного обслуживания воздушных судов на перронах и до контроля за выполнением многих других задач.

- Случается, борт прилетает не в свой слот, то есть с опозданием, не в то время, которое было заранее согласовано с аэропортом, - комментирует старший диспетчер смены Алексей Самойлов. - А ведь под план полетов человеческие ресурсы и наземная техника распределяются не за сутки, не за неделю - на сезон. Борт выбился из расписания, а люди и техника, которые должны его обслужить, уже задействованы на другом рейсе. Наша задача - минимизировать последствия этого сбоя, внести коррективы, чтобы задержка не привела к серьезным проблемам и не отразилась на пассажирах...

Если верить сотрудникам центра, далеко не всегда причиной опозданий являются, например, сложные метеоусловия - туман, боковой ветер. Сказывается и подготовленность экипажа. У каждого командира воздушного судна есть свои допуски, свой уровень профессионализма. Один сядет и в "молоко" (благо, "Борисполь" сертифицирован по самым высоким стандартам ИКАО - Международной организации гражданской авиации), а другой в тех же условиях сильного тумана уйдет на запасной. Но часто все шишки за опоздания, задержки летят в адрес аэропорта. Хотя это и несправедливо, считает Самойлов.

- Наша работа - не для флегматиков, так как требует решительности, умения быстро ориентироваться в ситуации и при этом сохранять хладнокровие, спокойствие, - говорит он. - Паники, растерянности у нас быть не может.