Тема бетонных дорог зависла в ожидании. Ключевой вопрос сейчас в том, по какому пути пойдет новое правительство - мы будем строить долговечные дороги или же хотим показать quick wins?

В Украине уже началось строительство бетонных дорог: Днепр-Харьков (в районе Решетиловки), объездная Житомира, Кропивницкий-Николаев. Эти проекты покажут людям, что у нас есть альтернатива асфальту. Никто не говорит о том, что 100% дорог должны быть бетонными. Это должен быть компромисс, который суммарно даст нам сеть автомобильных дорог, которые будут служить как можно дольше.

Очевидно, что бетонные дороги - это конкуренция. И не столько для "бетонщиков", сколько для "битумщиков". За прошлый год в Украину ввезли битума на 6,2 млрд грн. Согласно данным Госстата, доля импортного битума составляет 94%. Практически весь он из нефти российского происхождения, однако произведен в Беларуси, странах Балтии, Словакии. За последние несколько лет цена на битум выросла в несколько раз. Такой резкий рост - первый признак монополии. Вторая причина - спрос. Сегодня реально идет строительство дорог за государственные деньги. При желании быстрее выполнить подряд не останавливает даже цена. На этом спекулируют. При таком повышении цен, "на старте" бетонная дорога и асфальтная уже практически сравнялись в цене. Но, если говорить о перспективе 20 лет, то содержание бетонной дороги обойдется на 70% дешевле.

Когда мы говорим о технологиях строительства бетонных дорог, есть три основных варианта:

Первый - литой бетон. Так называемая классическая бетонная дорога, которая укладывается с помощью бетоноукладчика. В Украине уже работают около десятка компаний, которые могут строить дороги по такой технологии. И речь сейчас как об отечественных, так и о зарубежных фирмах.

Второй - укатанный бетон. Это тот же бетон, только с меньшим количеством воды. Для его укладки используется асфальтоукладчик. Такая технология уже предлагается на рынке Украины. Явный плюс ее в том, что можно использовать уже имеющуюся у нас технику.

Третий - технология вайтопинга. Сейчас она очень эффективно используется в Америке. Суть в том, что вместо того, чтобы снимать верхний слой асфальта, перерабатывать его и укладывать снова, как это делается при классическом ремонте, слой бетона заливают непосредственно на разрушенный асфальт. По американским нормативам укладывают 12 см бетона и дают на такую дорогу 40 лет гарантии. Наши ученые говорят о том, что слой бетона можно увеличить до 26 см. В таком случае дорога станет пригодной и для большегрузного транспорта. Кроме того, есть разница в цене. При классическом способе стоимость 1 км дороги в среднем составляет 12-14 млн грн. С помощью технологии "вайтопинг", благодаря экономии на ресайклинге, возможно уменьшить стоимость на 3- 4 млн грн за 1 км.

Эта технология может стать ответом для наших политиков, как сделать быстро, качественно и в то же время недорого. То есть, показать те самые quick wins.