Еще в 2016 году Всемирный банк разработал Стратегию приоритизации инвестиций, финансирования и модернизации автодорожного сектора Украины, в которой указал, что "Укравтодор" склонен рассматривать недостаток финансирования как основную причину проблем с дорожной системой. В Банке говорят, что важно обеспечить рациональное использование средств, принимая решения, основанные на последних данных о дорожной сети и ее состоянии. При этом, принятие решений и реализация проектов должны быть достаточно прозрачными, чтобы общественность могла видеть, что наилучшее соотношение цены и качества достигается при любом доступном ограниченном финансировании. 

Мы пообщались со специалистом Всемирного банка по транспорту Евгением Булахом, чтобы узнать, в какие дороги лучше инвестировать, придерживается ли "Укравтодор" рекомендаций Банка и от чего зависит, будет ли увеличено финансирование дорожной отрасли? 

IMG_0679

Расскажите, в чем суть разработанной Стратегии? 

Суть нашей работы была в определении приоритетов инвестиций в дорожном секторе. Мы должны были разобраться, куда стоит вкладывать деньги государству, чтобы получить максимальный эффект и возврат средств. 

Какие данные вы использовали? 

Мы использовали данные "Укравтодора" о состоянии сети и интенсивности движения. При этом мы рассматривали только три типа дорог - международные, национальные и региональные. В этом анализе не учтена сеть территориальных дорог. Анализ показал, что у нас 17% дорог (из проанализированных 25 тыс. км - ЦТС) в плохом состоянии, 38% - в приемлемом и около 46% - в хорошем. Что касается интенсивности, то за период с 2008-2016 гг. мы проследили определенный тренд - есть участки дорог, которыми начинают больше пользоваться. В частности, это западные погранпереходы в сторону Европы, направление на порты Большой Одессы, Луганская и Донецкая область, а также Винницкий регион. 

Анализ показал, что из 25 тыс. км у нас 17% дорог в плохом состоянии, 38% - в приемлемом и около 46% - в хорошем. 

Мы нанесли эти данные на карту и просчитали, как ухудшится состояние дорог в ближайшее время и, исходя из этого, куда лучше инвестировать и какой будет возврат инвестиций. Было разработано несколько сценариев, в зависимости от бюджета. Например, если у нас неограниченный бюджет, то каким образом нужно профинансировать дорожную отрасль, чтобы все участки были в хорошем или удовлетворительном состоянии. 

В какие дороги лучше инвестировать? 

Основная логика инвестиций должна быть в следующем - где больше всего используется автомобильная дорога и больше всего пользователей, туда и нужно вкладывать больше всего средств, чтобы покрытие и инфраструктура была в надлежащем состоянии. То есть тут нужно найти баланс между состоянием автомобильной дороги, интенсивностью движения и теми финансовыми ресурсами, которые есть. Это главный вопрос - как эффективно распределить ресурсы.  

Были ли разработаны какие-то рекомендации для отрасли? 

Нами было выделено пять приоритетов для развития отрасли. В частности, обновление системы сбора данных и системы управления дорогами, повышение безопасности дорожного движения, установка надлежащего весового контроля на дорогах, содействие созданию конкуренции на рынке содержания дорог и приоритет обновления существующей сети дорог, над новым строительством. 

Прислушивается ли "Укравтодор" к этим рекомендациям? 

Рекомендации, которые мы выдали в этом отчете, рассчитаны чисто синтетически - реализация их в жизни требует определенного времени и не все так линейно, как в модели, которую мы представили. Модель - это лишь направление движения, куда нужно стремиться, план действий. Мы точно знаем, что "Укравтодор" анализировал наш отчет и часть рекомендации приняты во внимание. 

Во-первых, "Укравтодор" взял во внимание наши расчеты по прогнозируемой интенсивности движения и постарался распределить средства государственного бюджета соответствующим образом. Во-вторых, направил инвестирование на участки автомобильных дорог, которые были определены как такие, которые находятся в критически плохом состоянии.

Из-за того, что сейчас есть Дорожный фонд, ситуация улучшилась в том плане, что есть возможность профинансировать реабилитацию и ремонт дорожной сети.

Как вы оцениваете изменения в дорожной отрасли за последние два года? 

Из-за того, что сейчас есть Дорожный фонд, ситуация улучшилась в том плане, что есть возможность профинансировать реабилитацию и ремонт дорожной сети. Как мы видим, темпы у государства довольно хорошие. У нас нет доступа к точным данным о том, на каком этапе сейчас программа проведения ремонтных работы на дорогах, но то, что мы видим из публикаций в прессе и при общении с нашими коллегами, говорит о положительной тенденции. 

Конечно, все это необходимо подтверждать детальным анализом: сколько сделано, где сделано, какая экономическая эффективность этих капиталовложений. Но судя по тому, что мы видим, руководство "Укравтодора" настроено на серьезную работу и проводит большую программу по реабилитации основной сети - международных, национальных и региональных транспортных коридоров. 

Какие проекты вы сейчас финансируете в дорожной отрасли? 

В основном, это дороги Киев-Харьков и Тернополь-Винница. Общий бюджет двух проектов около 788 млн долл. Оба проекта будут закрыты до конца 2021 года. Продолжительность проектов больше чем 5 лет.

На последнем рассмотрении портфеля Всемирного банка в Украине было отмечено, что "Укравтодор" двигается с нужным темпом выборки средств по займам. 

Какие планы на следующий год? 

Сейчас один из проектов пойдет на рассмотрение Совета директоров банка. Речь идет о проекте в Луганской области. Финансирование предполагается совместно с Европейским инвестиционным банком и государством. Общий размер инвестиций - 100 млн долл., из которых 65 млн долл. пойдет на развитие дорожной сети в области. 

Мы надеемся, что Совет директоров утвердит этот проект и он будет подписан до конца года, а в следующем году уже вступит в силу. Если все будет как мы запланировали, то в течении зимнего периода будет проведен тендер, а в начале следующего строительного сезона подрядчик приступит к работам. Завершение работ планируется в 2022 году. 

Готов ли Всемирный банк увеличить объемы финансирования дорожной отрасли в Украине и от чего это будет зависеть? 

У нас за этот год уже подготовлен один проект. Дальнейшее сотрудничество зависит от того, как будут реализованы действующие проекты. Главная задача "Укравтодора" сейчас - успешно реализовать существующие проекты и пока с этой задачей они справляются. На последнем рассмотрении портфеля Всемирного банка в Украине было отмечено, что "Укравтодор" двигается с нужным темпом выборки средств по займам. 

Читайте также Показательный опыт: Почему стоит равняться на проекты МФО в дорожной сфере