Уже в 2022 году в Украине планируют собрать первый водородный автобус. Топливная система для него будет поставлена из-за границы, а вот сборка планируется на базе местного предприятия, находящегося в Броварах. Однако если в Европе уже достаточно активно используются водородные авто и тестируются поезда, суда и самолеты, то украинские потребители пока что воспринимают транспорт на водороде как затею из области фантастики.

Первые ласточки

Когда в Украине в сентябре этого года был зарегистрирован первый водородный автомобиль, новость об этом стала настоящей сенсацией. Toyota Mirai - авто с водородными топливными элементами. По сути, это электромобиль, который получает электроэнергию за счет соединения водорода из бака с кислородом, который есть в атмосферном воздухе. В качестве "выхлопа" автомобиль производит воду.

Рекорд преодоления расстояния данным авто на одной зарядке - 1360 км. Правда, его установил специалист по экономичному вождению, поэтому обычному водителю вряд ли удастся повторить это достижение. Поэтому, согласно нормативам, заправочные станции для таких авто должны располагаться на крупных трассах каждые 150 км. 5 килограмм водорода (его количество измеряется в килограммах, а не литрах) стоит 49 долл. Это максимальная вместимость бака Toyota Mirai, и этого хватит более чем на 700 км.

Стоит такое авто от 45 до 60 тыс. долл. На наш вопрос, окупится ли столь дорогостоящая инвестиция, президент Украинского водородного совета, председатель общественного совета в Госэнергоэффективности Александр Репкин ответил, что в перспективе водородные машины будут иметь такую же окупаемость, как и дизельные.

242047340_4676819295713760_686815757666898920_nАлександр Репкин

При этом использование водорода в общественном транспорте способно окупить себя уже сегодня. "Есть определенный критический размер проектов, при котором они могут быть коммерчески выгодны уже сегодня. Если мы имеем 50 автобусов в одном депо, и они все будут использовать водород, то заправка и производство водорода уже начинает себя окупать", - рассказал в ходе конференции City Trans & Parking 2021 Айварс Стариковс, руководитель Латвийской водородной ассоциации и член правления Hydrogen Europe.

Даже не самый оптимистичный сценарий гласит, что использование этого вида топлива в общественном транспорте станет полностью выгодным уже к 2025 году. "Водородные автобусы выгодны со многих точек зрения: во-первых, они способны проезжать до 100 км в день независимо от сезона и погоды, во-вторых, они быстро заправляются (за 7-10 минут), в-третьих, они могут ездить по гибкому маршруту. Ими можно смело заменять парк дизельных автобусов", - говорит Обен Лучан, директор по продажам канадской Ballard Power System в регионе Ближнего Востока, Африки и Индии. Компания производит водородные топливные элементы, на которых по всему миру уже ездят 1300 автобусов. К концу этого года будут запущены еще 200 водородных автобусов с ячейками Ballard в 17 городах Европы.

Производители элементов для водородных авто обратили внимание на Украину не случайно. Наша страна - перспективный и неосвоенный рынок, за который они начинают бороться уже сегодня. Так, 12 октября был подписан меморандум о строительстве в Украине первого автобуса на водородных топливных элементах. Его подписали Hydrogen Europe, Украинская водородная ассоциация, Ballard Power System (топливные элементы), Worthington (баллоны и системы для хранения водорода), ООО "Политехносервис".

На базе последнего будет происходить сборка. На предприятии в Броварах уже подготовились и утверждают, что могут выпустить первый такой автобус хоть до конца года, поскольку разработали специальную универсальную ходовую платформу. "Закончена тяговая платформа для троллейбуса и электробуса с несколькими вариантами источников тяговой энергии (контактная сеть, аккумуляторные батареи, водород). Система управления тягой, система питания вторичных потребителей (кондиционеры, компрессор и т. д.), система автономного хода на базе аккумуляторных батарей, система производства электроэнергии на водородном топливном элементе", - говорится в презентации "Политехносервис", представленной совладельцем предприятия Юрием Бомбандеровым.

245152411_4518097724917412_6312133530045616842_n  Подписание меморандум о сборке в Украине первого водородного автобуса (фото - Василий Доронин)

Где заправляться?

Главная проблема водородных авто в Украине в том, что их негде заправлять. Ближайшие водородные заправки находятся в Польше, их там около двух с половиной десятков. Украине же нужно не менее 28 водородных заправок, говорит Репкин. По его словам, первая такая стация появится в нашей стране уже в следующем году. "Этим процессом занимаюсь я лично. Я думаю, что это будет в Киеве. Затем этот тренд должен распространиться на всю страну. Очень хотелось бы, чтобы Украина стала частью TNT-коридора. А для этого нам нужно не менее чем 28 заправочных станций. Это очень дорогостоящий инфраструктурный проект и надо смотреть на возможность заезда на территорию Украины грузовиков, которые работают на водороде. Только тогда в этом будет смысл", - рассказал ЦТС Репкин.

По его словам, несколько производителей оборудования для автозаправочных станций уже заинтересовались идеей. Привлечь внимание бизнеса и власти было основной целью ввоза в Украину первых водородных автомобилей.

Инвестировать в заправочную инфраструктуру, как говорит Репкин, готовы европейские МФО - ЕБРР и ЕИБ. "Они финансируют похожие проекты в странах ЕС и у нас точно так же стоят в приоритете эти направления. Мы встречались с руководством обоих финансовых учреждений, и они подтвердили готовность к этим проектам", - сообщил он.

В качестве операторов водородных автозаправок могли бы выступить уже существующие сети АЗС, станции которых на основных автомагистралях Украины уже и так соответствуют критериям размещения водородных станций (каждые 150 км). Организовывать заправочные станции на существующей сети будет немного удобнее, считает Виктория Гнатовская, директор Директората по вопросам энергоэффективости и энергоэффективных ресурсов Министерства энергетики Украины.

248351644_4560933113962929_1827895167883654199_nВиктория Гнатовская 

По ее словам, Министерство сейчас создает три стратегических документа для развития водородной отрасли. Первый - это Энергетическая стратегия до 2050 года, в которой будет отдельный раздел, посвященный развитию водородной энергетики и водородной экономики. Второй - это Национальный план мероприятий по возобновляемой энергетике до 2030 года. "Документ еще формируется, но предварительно предусматривается, что потребление возобновляемых источников энергии в транспортном секторе составит 14%", - отметила Гнатовская в ходе конференции City Trans & Parking 2021.

Третий документ - это Стратегия развития водородной энергетики до 2030 года. Она включает такие элементы, как дорожная карта, стандарты, законодательство, пилотные проекты, создание ответственных органов.

Откуда брать водород?

По словам спецалиастов, потенциально Украина имеет хорошие перспективы развития мощностей для электролиза. "Прогнозируемый потенциал Украины на 2030 год является самым высоким в Европе и составляет около 10 ГВт. Из них 2,5 ГВт будет использоваться внутри страны, в частности, для производства аммиака, все остальное может идти на экспорт", - отметила Виктория Гнатовская.

В идеальном варианте развития событий предусматривается производство водорода путем электролиза с использованием возобновляемых источников энергии, в частности на солнечных и ветроэлектростанциях.

Водород - это в первую очередь удобный и экологичный способ хранения энергии, считает Айварс Стариковс. "Если энергия из возобновляемых ресурсов не используется сразу, она трансформируется в водород и используется, в нужный момент и нужным способом - примешивание к газу в газотранспортной системе (смесь природного газа и водорода), транспортировка по газопроводу в чистом виде, индустриальное использование, использование в транспорте или возврат в энергетическую систему", - рассказал он.

Таким образом, эксперты видят в водороде реальную альтернативу ископаемому топливу, однако пока загвоздка - в законодательной поддержке, а также в исследовании возможностей украинской ГТС в качестве канала транспортировки этого топлива.

"Европа села на поезд, следующий к водородному будущему. Чтобы оставаться в этом поезде, всем европейцам и их соседям нужно двигаться в этом направлении вместе. Нам нужно, чтобы законодательные изменения в Украине имплементировались быстрее. Мы видим Украину не только как поставщика, но и как потребителя водорода", - заявил руководитель ассоциации Hydrogen Europe Йорго Катзимаркакис.

Кстати, по мнению Гнатовской, в перспективе внутренним потребителем водорода в Украине могла бы стать и железная дорога. Как известно, в Германии, Австрии и еще нескольких странах Европы водородные пассажирские поезда уже используются на неэлектрифицированных участках как альтернатива дизельным.

Читайте также Водородные поезда все ближе – Alstom представил Coradia iLint в Польше