Когда мы видим VR-очки или AR-гарнитуры, то едва ли задумываемся о проблемах организации склада или загруженности грузовиков. Вместо этого в голове всплывают видеоигры и модное слово metaverse - с виртуальной реальностью от Марка Цукерберга. И очень зря, ведь вопреки стереотипам логистическая сфера в последние годы стала одним из главных локомотивов развития AR/VR технологий. Такие гиганты как DHL, BMW и Amazon активно инвестируют в эту область, вовсе не считая ее "игрушкой". Каких же выгод они ждут от виртуальной и дополненной реальности?

img2

Что нужно знать о VR и AR

Мы говорим об иммерсивных технологиях - инструментах, которые погружают человека в искусственно спроектированную среду, или прямо влияют на опыт восприятия окружения. 

Когда речь идет о "дополненной реальности", то подразумеваются средства AR (augmented reality). Это интерфейсы, которые субъективно дополняют окружающую человека среду виртуальными элементами. В играх со смешанной реальностью это могут быть какие-нибудь "покемоны", а в решениях для производства и логистики - это пакеты информации, указатели, голограммы промышленных образцов, etc. Дополненная реальность может работать как через смарт-очки, так и через смартфон.

Технологии VR (virtual reality) идут дальше, предлагая полностью трехмерное виртуальное пространство. На протяжении многих лет такие решения были интересны, в основном, геймерам, или использовались в узких нишах (при подготовке летчиков, например). Сегодня все изменилось, этот рынок растет взрывными темпами. В ковидном 2020 году продажи VR-очков подскочили на 350%. По данным Crunchbase, 2021 год стал особо удачным для индустрии - объем венчурных инвестиций в VR/AR стартапы достиг отметки в 3,9 млрд долларов. Речь идет о решениях для бизнеса, промышленности, медицины. 

Статистика указывает и на растущий интерес логистического сектора к технологиям AR/VR. Как свидетельствуют данные Statista, по меньшей мере треть лидеров логистической сферы инвестируют в них или намерены инвестировать в обозримом будущем. Эта доля растет из года в год.

Зачем логистике виртуальная реальность?

Почему логистическим провайдерам интересны иммерсивные технологии? Потому что они могут вывести работу сотрудников индустрии на совершенно иной уровень - сделать ее проще, эффективнее, точнее, безопаснее. 

Представьте себе возможность буквально оцифровать все, что происходит вокруг сотрудника склада, превратив его работу в подобие видеоигры. Скажем, система в режиме реального времени выводит ему список товаров для комплектации, показывает оптимальный маршрут к ним, и даже подсвечивает нужные коробки на полках. Это уже не фантастика, а рабочие решения. К таким же решениям можно причислить и инструменты создания 3D-пространства, имитирующего реальный склад или терминал. Подобную симуляцию можно детализировать по-разному - как "песочницу" для обучения персонала, или как полноценного "цифрового двойника" для оценки ситуации на объекте в режиме реального времени.

Можно выделить по меньшей мере четыре прямых преимущества дополненной реальности в логистике склада.

Интерактивная 3D визуализация. Сотрудник почти не нуждается в дополнительных действиях, чтобы получить нужную для работы информацию. Технология Pick-by-Vision освобождает его от необходимости регулярно обращаться к терминалу. Вместо этого оператор работает с трехмерной проекцией данных, которая наглядно помогает найти нужную полку или контейнер. 

Повышение точности и скорости операций. Система направляет оператора именно туда, куда нужно, буквально подсвечивает ему нужную складскую ячейку. Так вероятность ошибок сводится к минимуму. Кроме того, сотрудник не тратит время на ручную работу с адресными базами данных. 

Повышение безопасности. Наглядность системы снижает нагрузку на концентрацию и внимание оператора, он меньше отвлекается и гораздо лучше контролирует ситуацию вокруг себя. Это значительно снижает вероятность травм и несчастных случаев. 

Новый уровень диджитала. Решения дополненной реальности очень хорошо сочетаются с цифровой экосистемой предприятий - ERP, TMS, WMS-cистемами. Вероятно, это лучший способ получить максимум отдачи от массивов данных - превращать их не просто в информацию для работы, а в видимые для сотрудников "живые" подсказки. 

Дополненная и виртуальная реальность позволяют совместить реальное с виртуальным, давая человеку правильные данные в самой доступной форме, в правильное время и в правильном месте. Сложная логистическая сфера нуждается в потенциале такого подхода.

Как используют VR и AR

Сегодня дополненную реальность сложно назвать чем-то прорывным в логистике, ведь ведущие провайдеры используют ее уже не первый год. 

Так, мировой логистический гигант DHL протестировал AR еще в 2015 году, выдав смарт-очки сотрудникам одного из своих складов в Нидерландах. Система выводила на прозрачный дисплей маршрут к нужной зоне на складе и помогала находить нужные товары на полках. Уже в ходе эксперимента система повысила эффективность работы сотрудников на 25%. За три недели пилотного периода 10 сотрудников с AR-гарнитурами укомплектовали 9 тысяч заказов в установленные сроки, собрав более 20 тысяч единиц товара. И все это без единой ошибки. 

Не менее впечатляющих результатов достигла британская Национальная служба здравоохранения, которая искала способ построить безопасную и эффективную цепочку медицинских поставок. В 2018 году в британских госпиталях начали тестировать цифровую платформу управления медицинскими запасами с применением штрих-кодов, AR и машинного обучения. Результат превзошел ожидания. В некоторых сценариях эффективность управления запасами возросла на 95%. 

Американская XPO Logistics использует VR для обучения персонала работе с LTL-перевозками (с частично загруженными грузовиками). Как объясняют в компании, в Северной Америке по LTL ежедневно загружаются 20 тысяч трейлеров компании, и виртуальная реальность стала самым практичным способом отрабатывать этот процесс.

BMW активно изучает возможности дополненной реальности в логистике и на производстве. В рамках двухмесячного эксперимента AR-гарнитуры выдали сотрудникам мюнхенской фабрики, и результаты впечатляют. Так, на протяжении обычной восьмичасовой смены сотрудники с гарнитурами делают на 33% меньше ошибок и справляются с задачами на 22% быстрее. Большинство участников эксперимента остались довольны интерфейсом и удобством смарт-очков. 

Собственные AR-проекты ведут Skoda, Ford, Audi и многие другие. Та же Audi экспериментирует с системой LayAR, позволяющей отрисовывать трехмерные голограммы в дополненной реальности. Ожидается, что это поможет и в проектировании, и в оптимизации логистики компании.

Как сегодня применить AR и VR в логистике

Конечно, эксперименты и масштабные инновации по карману далеко не всем. Но вопреки стереотипам, разработка и внедрение таких решений в бизнес не требуют "космических" инвестиций. 

Вовсе не обязательно начинать такой проект с закупки дорогих смарт-очков, в платформах базового уровня оператору будет достаточно иметь смартфон или планшет с камерой. 

Разработкой приложения для логистических провайдеров сегодня никого не удивишь. Достаточно реализовать в приложении функционал дополненной реальности и получить относительно простой, но функциональный инструмент, облегчающий работу на складе.

На украинском рынке такие решения остаются экзотикой, и это удивительно. Ведь подходы и технологии давно отработаны, специалистов на рынке тоже хватает. Сегодня игрокам рынка доступна масса возможностей для интенсивного развития через "цифру". Дело за малым - найти толковых разработчиков, а затем приспособить самые удачные технологии под свои конкретные нужды. 

Читайте также 5 вопросов об имитационном моделировании: Как это поможет в транспортном бизнесе